г. Москва |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А40-47851/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кроношпан" - не явился (извещен надлежаще)
от заинтересованного лица - Московской областной таможни - Кондрашкина Т.О. - дов. от 09.01.2014 N 03-17/9
рассмотрев 23 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение от 30 мая 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 28 августа 2014 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-47851/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кроношпан" (ОГРН 1025001467259)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251)
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных пошлин
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по настоящему делу, с Московской областной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кроношпан" (далее - Общество) взыскано 2 357 887 руб. 65 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
В кассационной жалобе таможенный орган оспаривает вывод судов о правомерности взыскания в пользу Общества процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в полном объеме.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты являются законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, Общество 22.06.2012 обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 14 677 378 руб. 90 коп.
Письмом от 21.07.2012 N 17-25/29209 "О возврате заявления" таможенный орган фактически отказал в возврате истребуемой суммы и возвратил заявление, оставив его без рассмотрения и сославшись на отсутствие в числе предоставленных Обществом документов форм КДТ (корректировка декларации на товары).
Общество оспорило указанное решение и в рамках дела N А40-112461/12 оно было признано незаконным, недействительным, а на таможенный орган была возложена обязанность рассмотреть заявление Общества по существу.
По аналогичным основаниям Общество 29.08.2012 обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 9 509 346 руб. 43 коп.
Письмом от 06.09.2012 N 17-25/34182 "О возврате заявления" таможенный орган также отказал в возврате истребуемой суммы и возвратил заявление, оставив его без рассмотрения и сославшись на отсутствие в числе предоставленных Обществом документов форм КДТ, т.е. по основанию, аналогичному предыдущему отказу (заявление от 22.06.2012).
Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным указанного решения таможенного органа.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-130663/12 данное решение было признано незаконным, а на таможенный орган была возложена обязанность рассмотреть заявление по существу.
По результатам рассмотрения арбитражных дел в первой инстанции, Общество повторно обратилось в таможенный орган с требованием рассмотреть заявления от 29.08.2012 по существу (письмо от 28.05.2013 N 17-17/17309), однако Московской областной таможней это обращение было оставлено без удовлетворения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы в рамках дела N А40-27545/2013 решение таможенного органа (письмо от 31.07.2012 N 17-25/29209 "О возврате заявления", об отказе в возврате 14 677 378 руб. 90 коп.) по заявлению от 22.06.2012, было признано незаконным, на ответчика была возложена обязанность возвратить Обществу истребуемую сумму в полном объеме.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-90196/13 решение таможенного органа, оформленное письмом от 28.05 2013 N 17-17/17309 "О рассмотрении заявления и возврате комплекта документов" об отказе в возврате 9 509 346 руб. 43 коп. также было признано незаконным, а на Московскую областную таможню возложена обязанность возвратить Обществу истребуемую сумму в полном объеме.
Фактически обязанность таможенного органа возвратить излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов исполнена:
- в отношении суммы 12 438 456 руб. 69 коп. - 25.12.2013 (платежное поручение N 250);
- в отношении суммы 8 058 768 руб. 15 коп. - 23.01.2014 (платежное поручение N 121).
Общество на основании статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможенного органа 2 357 887 руб. 65 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что несвоевременный возврат таможенных платежей является основанием для начисления процентов на подлежащую возврату сумму этих платежей, удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Такое заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив вышеназванные нормы, с учетом преюдициального значения вступивших в законную силу судебных актов, сделали обоснованный вывод о правомерности заявленного требования о взыскании в пользу Общества процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания платежей, по день их фактического возврата.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении суммы 14 677 378 руб. 90 коп. таможенный орган рассмотрел заявление 31.07.2012, в силу чего обязанность по возврату сумм излишне взысканных таможенных пошлин, налогов наступила 31.07.2012, а в отношении суммы 9 509 346 руб. 43 коп. - 06.09.2012.
Вместе с тем, фактическое перечисление денежных средств на счет Общества осуществлено 25.12.2013 и 23.01.2014, т.е. имело место нарушение таможенным органом установленного таможенным законодательством срока возврата излишне уплаченных платежей.
Суды, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку исследованных судам доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 года по делу N А40-47851/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.