г. Москва |
|
31 декабря 2014 г. |
Дело N А40-15870/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии:
от заявителя Кубаря И.И., дов. от 30.11.2014, Пасынкова О.В., гендиректора, решение от 15.08.2012
от заинтересованного лица Мясумова М.С., дов. от 25.02.2014 N 11/14/УУП
от третьих лиц:
от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Львовой Г.А., дов. от 06.06.2014 N АК-10/2-0696
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Михайлиной Н.В., дов. от 21.10.2013 N 755-Д
рассмотрев 25 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 мая 2014 года,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 августа 2014 года,
принятое судьями Мухиным С.М., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.
по делу N А40-15870/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адман" о признании незаконными действий Федерального агентства железнодорожного транспорта
третьи лица Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Адман" (далее - ООО "Адман", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) по введению запрета на курсирование, с кодом неисправности 902 в отношении железнодорожных вагонов собственности ООО "Адман" N 90874652, 90874660, 90874678, 90874686, 90874702, 90874710, 90874728, 90871736, 90874744, 90874751, 90875642, 90875659, 90875667, 90875675, 90875683, 90875709, 90875717, 90875725, 90875733, 90875741, 90875758, 90875766, 90875774, 90875782, 90875808, 90875816, 90875824, 90875832, 90875840, 90875857, 90875865, 90875873, 90875881, 90875907, 90875915, 90875923, 90877655, 90877663, 90877671, 90877689, 90877705, 90877713, 90877721, 90877739, 90877747, 90877754, 90877762 (далее - 47 вагонов). Также просило обязать Росжелдор в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав общества путем снятия запрета на курсирование с кодом неисправности 902 вышеуказанных железнодорожных вагонов.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением названного суда от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росжелдор подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу ООО "Адман" указало на несостоятельность доводов Росжелдора и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Росжелдора, Ространснадзора, ОАО "РЖД" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как установили суды двух инстанций, письмом от 08.11.2013 Росжелдор сообщил обществу о запрете на курсирование с кодом неисправности 902 в отношении 47 (сорока семи) железнодорожных вагонов собственности ООО "Адман". Впоследствии Росжелдор направил обществу письмо от 02.12.2013 N ВЧ-35/4781, в котором сообщил, что причиной запрета послужило обращение Ространснадзора, а также факт переоборудования вагонов из рефрижераторной секции в почтово-багажные и несоответствие вагонов всем требованиям безопасности.
Общество оспорило действия Росжелдора в судебном порядке.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций оценили обстоятельства, послужившие основаниями для совершения оспариваемых действий, и признали незаконным установленный Росжелдором запрет на курсирование спорных железнодорожных вагонов.
Оценивая вопрос соответствия вагонов общества требованиям безопасности, суды двух инстанций сослались на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-20212/2013, и отметили, что все 47 указанных в письме Росжелдора вагонов соответствуют требованиям безопасности движения и все они прошли капитальный и деповской ремонт в установленном порядке.
Тринадцать вагонов (N 90874678, 90874736, 90874744, 90874710, 90874728, 90874702, 90874686, 90875709, 90874660, 90874652, 90874751, 90875873, 90875907) прошли деповской ремонт в период с октября 2011 года по март 2012 года в РВЧД-12 Подмосковная Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Тридцать четыре вагона (N 90875857, 90875865, 90875741, 90875923, 90875725, 90875824, 90875675, 90875642, 90875816, 90875782, 90875881, 90875659, 90875758, 90875774, 90875808, 90875717, 90875733, 90875766, 90875667, 90875915, 90875832, 90875840, 90875683, 90877655, 90877671, 90877689, 90877705, 90877713, 90877721, 0877739, 90877747, 90877754, 90877762, 90877663) в 2012 году прошли капитальный ремонт в рефрижераторном вагонном депо Молодечно Минского отделения Белорусской железной дороги. Вагоноремонтные предприятия подтверждают соответствие вагонов ООО "Адман" требованиям безопасности движения.
Суды отклонили доводы Росжелдора о наличии доказательств, подтверждающих переоборудование вагонов из рефрижераторной секции в почтово-багажные.
В частности, суды указали, что перенумерация спорных вагонов произведена на основании Методических положений по ведению и корректировке автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов и была вызвана необходимостью приведения технической документации приобретенных ООО "Адман" вагонов в соответствие с их фактическим типом.
Также судами отмечено, что 13 вагонов были переоборудованы в депо "Подмосковная" из рефрижераторных вагонов в вагоны ИВ-Термос, а 34 вагона не подвергались переоборудованию, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Ссылки на отсутствие на вагонах общества табличек завода-изготовителя и заводских номеров вагонов в паспортах отклонены судами как не подтверждающие факт несоответствия вагонов требованиям безопасности.
Суды установили, что дата и место постройки, код завода-изготовителя нанесены трафаретом на все вагоны ООО "Адман" в депо "Подмосковная" и "Молодечно" в ходе деповского ремонта в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 26.06.2008 N 1348р "Об утверждении Методических указаний по ведению инвентарного, бухгалтерского и налогового учета грузовых вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" заполнение графы "заводской номер" не является обязательным. Кроме того, суды отметили отсутствие документального подтверждения тому, что неуказание в технических паспортах заводских номеров оказывает непосредственное влияние на безопасность движения.
С учетом установленных обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов двух инстанций о несоответствии законодательству оспариваемых действий Росжелдора.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях судов подлежат отклонению. О назначении экспертизы в установленном порядке ходатайство не заявлялось. Кроме того, объявление перерыва и назначение судебной экспертизы являются правом, а не обязанностью суда. Суды посчитали имеющиеся в деле доказательства достаточными для рассмотрения спора.
Ссылка в жалобе на упразднение депо "Подмосковная" не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов. Само по себе наличие приказа ОАО "РЖД" не означает, что ремонтные работы в названном депо не производились. Также не доказывает, что все вагоны поставлены на ремонт и подверглись ремонту после издания данного приказа.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 года по делу N А40-15870/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.