г. Москва |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А40-5042/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Крекотнева С.Н., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Москвитин О.А. - дов. от 30.06.2014 N 346-14; Никитенко В.О. - дов. от 06.06.2014 N 291-14
от заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы России - Огневская Д.В. - дов. от 02.06.2014 N ИА/22174/14
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Русэнергоресурс" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 15 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение от 15 мая 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление от 10 сентября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., Мухиным С.М.,
по делу N А40-5042/14
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336)
к Федеральной антимонопольной службе России
о признании незаконным и отмене постановления
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Русэнергоресурс"
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по настоящему делу, требования открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") о признании недействительным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы России от 19.08.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-14.31-163/00-21-13 и решения Федеральной антимонопольной службы России от 16.12.2013 о рассмотрении жалобы на названное постановление, удовлетворены частично: постановление антимонопольного органа о наложении штрафа по делу об административном правонарушении изменено в части назначенного ОАО "ФСК ЕЭС" штрафа; размер штрафа снижен до 100 000 руб. Иных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами обеих инстанций не установлено.
В кассационной жалобе Федеральная антимонопольная служба России, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 15.05.2014 и постановление от 10.09.2014 в части установления иного размера ответственности и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции; возражений в части отказа в удовлетворении требований заявителя податель жалобы не имеет.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФСК ЕЭС" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы жалобы, а представители ОАО "ФСК ЕЭС" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Общество с ограниченной ответственностью "Русэнергоресурс" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 07.09.2012 г. по делу N 1 10/85-12 ОАО "ФСК ЕЭС" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа от заключения с ООО "Русэнергоресурс" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В отношении ОАО "ФСК ЕЭС" 28.02.2013 составлен протокол N 4-14.31-163/00-21-13 об административном правонарушении и постановлением от 19.08.2013 по делу об административном правонарушении N 4-14.31-163/00-21-13 ОАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 144 212 737 руб. 92 коп.
Вместе с тем, как правомерно указано судами обеих инстанций, в соответствии с оспариваемым постановлением антимонопольного органа указан размер штрафа, составляющий три сотых размера суммы выручки ОАО "ФСК ЕЭС" от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, без учета НДС за 2011 год и наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ установлено: добровольное прекращение противоправного поведения; оказание содействия антимонопольному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении и не известных Федеральной антимонопольной службе России на момент его возбуждения; предотвращение ОАО "ФСК ЕЭС" вредных последствий административного правонарушения; исполнение предписания антимонопольного органа по делу N 1 10/85-12 о нарушении антимонопольного законодательства; не установление обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В силу статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Согласно имеющимся материалам дела, размер административного штрафа определен антимонопольным органом исходя из размера выручки, полученной ОАО "ФСК ЕЭС" от реализации электроэнергии на товарном рынке, на территории регионов, на которых находятся потребители, и в отношении которых ООО "Русэнергоресурс" предпринимало меры по урегулированию отношений по передаче электрической энергии.
Как правомерно установлено судами обеих инстанций в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ потребители электроэнергии не имеют возможностей получения электроэнергии, кроме как от энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования в том объекте недвижимости, где физически расположен потребитель.
Суд кассационной инстанции признает обоснованными выводы судов о том, что рынок снабжения потребителей электрической энергией в целях определения размера штрафа носит локальный характер и имеет границы, определенные точкой ввода сетей на объект недвижимости, где находятся энергопринимающие устройства потребителя, в связи с чем расчет штрафа за совершенное административное правонарушение должен производиться исходя из размера выручки заявителя от оказания услуг по снабжению электроэнергией в пределах места нахождения спорных объектов Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), их присоединения к объектам электросетевого хозяйства заявителя, то есть не из общей территории деятельности хозяйствующего субъекта, а из границ рынка предоставляемой услуги, на территории которой допущено конкретное нарушение, влекущее применение административного наказания в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ.
При таком положении судами правомерно снижен размер установленного в оспариваемом постановлении штрафа до 100 000 руб.
Учитывая системный анализ норм положенный в основу принятых по делу судебных актов, а также тот факт, что изложенным в кассационной жалобе доводам судами дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены принятых по делу судебных актов, так как судами при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесены законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2014 года по делу N А40-5042/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.