г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А41-22803/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) общества с ограниченной ответственностью "Дикона": не явился, извещен,
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу: Помараевой Е.С. по дов. от 01.07.2014 N 224,
рассмотрев 15 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года,
принятое судьями Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-22803/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дикона" (ИНН: 5001033583, ОГРН: 10250005133720, 143930, Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, ул. Краснозвездная, д. 15 А)
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу (ИНН: 7724559170, ОГРН: 1057748853690, 117105, г Москва, шоссе Варшавское, д 39А)
об отмене постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дикона" (далее - ООО "Дикона", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) об отмене постановлений от 03.04.2014 N 10-35/617, от 03.04.2014 N 10-35/618, от 03.04.2014 N 10-35/619, от 03.04.2014 N 10-35/620 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29 июля 2014 года Арбитражного суда Московской области постановления от 03.04.2014 N 10-35/617, от 03.04.2014 N 10-35/618, от 03.04.2014 N 10-35/619, от 03.04.2014 N 10-35/620, принятые Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Дикона", изменены в части назначенного наказания с заменой штрафа в размере 150 000 рублей на штраф в размере 100 000 рублей.
Постановлением от 13 октября 2014 года Десятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Московской области от 29.07.2014 по делу N А41-22803/14 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановлений от 03.04.2014 N 10-35/618, N 10-35/619, N 10-35/620, принятых Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Дикона". Указанные постановления признаны незаконными и отменены, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Департамент обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что при вынесении оспариваемых судебных актов неправильно применены нормы права, оставив решение Арбитражного суда Московской области без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ООО "Дикона", извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление от 13 октября 2014 года подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 12.02.2014 по 28.02.2014 Департаментом на основании приказа от 28.01.2014 N 193-пр проведена плановая выездная проверка ООО "Дикона", расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Краснозвездная, д. 15А.
В ходе проверки установлено, что общество специализируется на сдаче в аренду помещений ресторанного, гостиничного комплекса. С 09.10.2008 по 09.10.2013 на предприятии действовал проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На предприятии ведется деятельность, связанная с обращением с отходами в части их накопления. Накопление твердых бытовых отходов до их вывоза с территории общества осуществляется на специально оборудованной площадке в металлическом контейнере. Общество не имеет порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с Департаментом; обществом не ведется порядок учета в области обращения с отходами; общество допустило размещение отходов производства и потребления, без утвержденного лимита на размещение отходов на ООО "СТМ" полигон "Кучино"; у общества с 10.10.2013 отсутствовал разработанный проект нормативов образования отходов лимитов на их размещение, о чем составлен акт проверки от 28.02.2014 N 193.
По факту отсутствия у общества порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с Департаментом, государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу 01.04.2014 в отношении ООО "Дикона" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
03.04.2014, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу вынесено постановление N 10-35/617 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В связи с тем, что обществом не ведется порядок учета в области обращения с отходами, государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Дикона" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, а 03.04.2014 государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу вынесено постановление N 10-35/618 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В связи с тем, что общество допустило размещение отходов производства и потребления, без утвержденного лимита на размещение отходов на ООО "СТМ" полигон "Кучино", государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Дикона" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, 03.04.2014 государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЦФО вынесено постановление N 10-35/619 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В связи с отсутствием у общества разработанного проекта нормативов образования отходов лимитов на их размещение государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении ООО "Дикона" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
03.04.2014 государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу вынесено постановление N 10-35/620 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями административного органа о привлечении к административной ответственности, ООО "Дикона" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о наличии вины общества в совершении данных административных правонарушений и пришел к выводу о том, что действия заявителя образуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления подлежат изменению в части меры административного наказания.
В свою очередь суд апелляционной инстанции не поддержал данные выводы суда первой инстанции в отношении постановлений от 03.04.2014 N 10-35/618, N 10-35/619, N 10-35/620, посчитав, что в отсутствие установленного порядка обществом не может проводиться учет, в отсутствие учета невозможно определить лимит на размещение отходов и проект нормативов образования этих отходов и лимитов на их размещение.
С учетом этого апелляционный суд пришел к выводу о том, что приведенные выше обстоятельства составляют в своей совокупности одно правонарушение, ответственность за которое определена в статье 8.2 КоАП РФ, а не четыре разных.
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действия или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Согласно статьям 6 и 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), пунктом 5 которых установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 (далее - Перечень).
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
В абзаце 2 данной статьи дано понятие опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно материалам проверки, у общества выявлено отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с Департаментом, в связи с чем 03.04.2014 государственным инспектором Департамента вынесено постановление N 10-35/617 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Также в ходе проверки выявлено, что обществом не ведется порядок учета в области обращения с отходами, в связи с чем 03.04.2014 государственным инспектором Департамента вынесено постановление N 10-35/618 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Кроме того, общество допустило размещение отходов производства и потребления без утвержденного лимита на размещение отходов на ООО "СТМ" полигон "Кучино", в связи с чем 03.04.2014 государственным инспектором Департамента вынесено постановление N 10-35/619 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
У общества с 10.10.2013 отсутствовал разработанный проект нормативов образования отходов лимитов на их размещение, в связи с чем 03.04.2014 государственным инспектором Департамента вынесено постановление N 10-35/620 о привлечении ООО "Дикона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании незаконными и отмене постановлений, суд первой инстанции правильно применив указанные выше положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, отклонил доводы общества о повторном привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку вмененные заявителю административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия), содержат составы разных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В этой связи, руководствуясь положениями статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года по делу N А41-22803/14 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 29.07.2014 по делу NА41-22803/14 оставить в силе.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.