г. Москва |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А41-16359/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Латыповой Р.Р., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от истцов - 1) индивидуального предпринимателя Сапожкова Германа Анатольевича - Сутормина Е.Е. - дов. от 28.08.2014
2) индивидуального предпринимателя Шередина Алексея Владимировича - Сутормина Е.Е. - дов. от 28.08.2014
3) индивидуального предпринимателя Полегаевой Ангелины Александровны - Сутормина Е.Е. - дов. от 28.08.2014
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) администрации Волоколамского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
3) Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А. - дов. от 30.12.2014 N 494
4) Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился (извещен надлежаще)
5) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
6) администрации сельского поселения "Чисменское" Волоколамского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 21 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Сапожкова Германа Анатольевича, Шередина Алексея Владимировича и Полегаевой Ангелины Александровны
на решение от 27 июня 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 13 октября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-16359/14
по иску индивидуальных предпринимателей Сапожкова Германа Анатольевича (ОГРНИП 310774601901240), Шередина Алексея Владимировича (ОГРНИП 310774606000322) и Полегаевой Ангелины Александровны (ОГРНИП 306770000543577)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной
третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области; администрация Волоколамского муниципального района Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; администрация сельского поселения "Чисменское" Волоколамского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Сапожков Герман Анатольевич, Шередин Алексей Владимирович и Полегаева Ангелина Александровны обратились в Арбитражный суд Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Московской области со следующим требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:07:0060304:105 по 50:07:0060304:369, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства", расположенных по адресу: Московская область, Волоколамский р-н, сельское поселение Чисменское, дер. Ширяево, в размере их рыночной стоимости, равной 90 712 282 руб. и определенной в отчете от 27.09.2013 N 006-КУ-13 по состоянию на 15.05.2012;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области, администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и администрация сельского поселения "Чисменское" Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе предприниматели, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просят отменить решение от 27.06.2014 и постановление от 13.10.2014 и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель предпринимателей поддержали доводы жалобы.
Кадастровая палата, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Московской области, администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация сельского поселения "Чисменское" Волоколамского муниципального района Московской области извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предпринимателям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок общей площадью 353 000 кв.м с кадастровым номером 50:07:0060304:30, относящийся с категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования "для дачного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский р-н, сельское поселение Чисменское, дер. Ширяево.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (далее - Распоряжение N 121-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, вступившие в силу с 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 121-РМ, была определена по состоянию на 01.01.2009.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060304:30 установлена в размере 1 924 414 руб. 80 коп.
Указанный земельный участок 15.05.2012 был размежеван, в результате чего образовалось 265 земельных участков с кадастровыми номерами с 50:07:0060304:105 по 50:07:0060304:369, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства", расположенных по адресу: Московская область, Волоколамский р-н, сельское поселение Чисменское, дер. Ширяево.
На основании Распоряжения N 121-РМ после размежевания в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении кадастровой стоимости участков общей площадью 353 000 кв.м, которая в общей сумме составила 848 114 270 руб.
В соответствии с отчетом от 27.09.2013 N 006-КУ-13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Инновационного Консалтинга", общая рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:07:0060304:105 по 50:07:0060304:369 по состоянию на 15.05.2012 составляет 90 712 282 руб.
Предприниматели обратились с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названных участков, установленная на основании Распоряжения N 121-РМ, существенно превышает их рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
На момент подачи искового заявления Распоряжение N 121-РМ утратило силу в связи с принятием распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - Распоряжение N 564-РМ).
Данным нормативным актом, вступившим в силу через 30 дней со дня официального опубликования 26.11.2013 на интернет-портале Правительства Московской области, за исключением отдельных положений, касающихся правовых последствий для налогоплательщиков, и вступивших в силу с 01.01.2014, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 564-РМ, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 15.05.2012, при наличии новой кадастровой стоимости этих земельных участков, утвержденной Распоряжением N 564-РМ по состоянию на 01.01.2013, и отказал в иске. Кроме того, суды правомерно руководствовались правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, согласно которой рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Предприниматели, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости спорных участков, внесенных в ГКН органом кадастрового учета ни на основании Распоряжения N 121-РМ, ни на основании Распоряжения N 564-РМ, просят установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 15.05.2012 с целью откорректировать свои налоговые обязательства за истекшие периоды.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на предыдущую дату не может быть внесена в кадастр, а следовательно, не могут быть восстановлены права предпринимателей в сфере налогообложения, которые они считают нарушенными неправильной кадастровой оценкой, внесенной в ГКН на основании Распоряжения N 121-РМ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателей, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области 27 июня 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года по делу N А41-16359/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.