г. Москва |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А40-39740/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.
при участии:
от заявителя Сидорова М.Н., дов. от 05.05.2014
от заинтересованного лица Родионовой А.Н., дов. от 14.11.2014 N 23-14-247/14, Парфеновой Е.Н., дов. от 15.10.2014 N 23-14-211/14, Кандидатова А.Ю., дов. от 15.12.2014 N 23-14-282/14
рассмотрев 03 - 05 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "8-ой таксомоторный парк" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 июля 2014 года,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 17 октября 2014 года,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.
по делу N А40-39740/2014
по заявлению открытого акционерного общества "8-ой таксомоторный парк" о признании незаконным отказа Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок"
УСТАНОВИЛ:
По делу объявлен перерыв до 14 час. 05 мин. 05.02.2015, зал N 6.
Открытое акционерное общество "8-ой таксомоторный парк" (далее - ОАО "8-ой таксомоторный парк", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным оформленного письмом от 15.04.2014 N 23-18-2862/14 отказа Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" (далее - ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок", учреждение) в прекращении исполнения постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318 о привлечении ОАО "8-ой таксомоторный парк" к административной ответственности по части 2 статьи 10.7 Закона г. Москвы "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и обязании прекратить исполнение указанного постановления путем его отзыва из Лефортовского ОСП УФССП России по Москве.
Решением названного арбитражного суда от 18.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установили суды двух инстанций, решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-4451/2013 признано законным постановление ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" от 24.12.2012 ВВВ N 012318 о привлечении ОАО "8-ой таксомоторный парк" к административной ответственности. Назначение административного наказания было обусловлено осуществлением обществом пассажирских перевозок по автобусному маршруту N 740-М в отсутствие заключенного с Департаментом транспорта договора на реализацию проекта организации регулярного городского автобусного маршрута.
В связи с принятием Правительством Москвы постановления от 02.04.2013 N 186-ПП, разрешающего в числе прочего перевозчикам, с которыми не заключался договор на реализацию проекта организации маршрута, осуществлять перевозки пассажиров по соответствующему маршруту до 01.01.2014 при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП, общество обратилось в ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" с ходатайством о приведении в соответствие с новым административным законом постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318.
Письмом от 15.04.2014 N 23-18-2862/14 учреждение ответило отказом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды двух инстанций исходили из отсутствия оснований для признания постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318 не подлежащим исполнению, поскольку постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 186-ПП не устранена административная ответственность за нарушение транспортного законодательства города Москвы.
Между тем судами не учтено следующее.
Статья 10.7 КоАП г. Москвы носит бланкетный характер.
Порядок организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов, за нарушение которого установлена административная ответственность по названной норме Кодекса, определен постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП.
Данным Порядком предусмотрено, что маршрут считается согласованным, если разработан и утвержден проект маршрута, маршрут внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов, заключен договор на реализацию проекта маршрута.
Как указывалось выше, постановлением от 24.12.2012 ВВВ N 012318 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 10.7 КоАП г. Москвы за эксплуатацию маршрута в отсутствие заключенного с Департаментом транспорта договора.
После вынесения данного постановления Правительство Москвы приняло постановление от 02.04.2013 N 186-ПП "О мерах по организации транспортного обслуживания населения в городе Москве", пунктом 1.2 которого было предусмотрено, что перевозчики, у которых срок действия договора на реализацию проекта организации маршрута истек, а также перевозчики, с которыми не заключался такой договор, продолжают осуществлять перевозки пассажиров по соответствующему маршруту до 1 ноября 2014 года при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов", а также параметров эксплуатации маршрута, содержащихся в Реестре регулярных городских автобусных маршрутов.
Таким образом, положение перевозчиков, не имеющих заключенных договоров на реализацию проекта организации маршрута, было улучшено, что влияет на применение административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 19.12.2013 N 40) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ орган (должностное лицо), вынесший постановление о назначении административного наказания, прекращает исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Частью 1 статьи 31.8 КоАП РФ определено, что вопросы о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются вынесшим его органом (должностным лицом) в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил (пункт 1), что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью или в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 названного постановления Пленума также разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом того, что пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 02.04.2013 N 186-ПП, вступившего в силу после привлечения ОАО "8-ой таксомоторный парк" к административной ответственности, изменены правила организации транспортного обслуживания населения в городе Москве путем предоставления перевозчикам возможности эксплуатации маршрута без заключенного договора до 01.11.2014, по правилам статьи 1.7 КоАП РФ данное положение как улучшающее положение перевозчиков, не имеющих заключенного договора на эксплуатацию маршрута, подлежало распространению на общество.
В связи с чем учреждение не имело правовых оснований для принятия решения об отказе в прекращении исполнения постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды не учли вышеуказанных обстоятельств, вследствие чего пришли к неправильному выводу об отсутствии оснований для признания постановления о привлечении к административной ответственности не подлежащим исполнению.
Таким образом выводы судов двух инстанций по существу спора сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения о признании оспариваемого отказа незаконным.
Поскольку документально не подтвержден факт исполнения постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37, считает возможным вынести новое решение по делу о признании данного постановления не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2014 года по делу N А40-39740/2014 отменить.
Признать незаконным оформленный письмом от 15 апреля 2014 года N 23-18-2862/14 отказ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" прекратить исполнение вынесенного в отношении открытого акционерного общества "8-ой таксомоторный парк" постановления по делу об административном правонарушении от 24 декабря 2012 года N ВВВ 012318.
Признать постановление Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 24 декабря 2012 года N ВВВ 012318 не подлежащим исполнению.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил (пункт 1), что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью или в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
...
С учетом того, что пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 02.04.2013 N 186-ПП, вступившего в силу после привлечения ОАО "8-ой таксомоторный парк" к административной ответственности, изменены правила организации транспортного обслуживания населения в городе Москве путем предоставления перевозчикам возможности эксплуатации маршрута без заключенного договора до 01.11.2014, по правилам статьи 1.7 КоАП РФ данное положение как улучшающее положение перевозчиков, не имеющих заключенного договора на эксплуатацию маршрута, подлежало распространению на общество.
...
Поскольку документально не подтвержден факт исполнения постановления от 24.12.2012 ВВВ N 012318, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37, считает возможным вынести новое решение по делу о признании данного постановления не подлежащим исполнению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф05-16462/14 по делу N А40-39740/2014