В целях снижения распространенности курения среди различных групп населения, способствующего сохранению и укреплению здоровья, приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
1.1. Осуществить комплекс мероприятий по борьбе с курением в соответствии с Отраслевой программой по преодолению курения табака в РФ на 1998-2000 годы (приложение).
1.2. Докладывать ежегодно к 1 февраля о ходе реализации программы и состоянии решения данной проблемы.
2. Департаменту госсанэпиднадзора до 15 ноября 1998 г. подготовить План мероприятий по организационно-методическому обеспечению деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике распространения курения табака среди населения.
3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.
Министр Здравоохранения РФ |
В.И. Стародубов |
Отраслевая программа
по преодолению курения табака в Российской Федерации на 1998-2000 годы
(утв. приказом Минздрава РФ от 8 октября 1998 г. N 295)
Введение
Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" определены важнейшие аспекты социальной политики государства по приоритетным направлениям охраны здоровья населения, одним из которых является профилактическое направление.
Основными причинами неблагоприятной тенденции в состояние здоровья населения Российской Федерации являются распространенность вредных привычек, среди которых главную роль играет табакокурение.
В России в настоящее время курит около половины мужчин и каждая десятая женщина. Распространенность регулярно курящих в некоторых городах России колеблется от 46,2 до 53,4% среди мужчин 35-64 лет, от 2,7 до 12,2% среди женщин. К ХI классу школы уже курит около половины мальчиков и четверть девочек.
По данным Европейского бюро ВОЗ в России табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны и курильщики со стажем живут на 20 лет меньше.
Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире.
Не меньшую опасность вызывает так называемое пассивное (принудительное) курение, которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легкого и на 50% - сосудистой патологии.
Изучение информированности населения показывает, что большинство курильщиков продолжают курить несмотря на то, что хорошо осведомлены о вредном влиянии курения на здоровье (95,9% мужчин и 97,8% женщин), а хотят бросить курить 78,1% мужчин и 80,2% женщин. Это указывает на необходимость создания специализированной сети кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях для оказания помощи лицам, желающим бросить курить.
Однако углубленное изучение уровня знаний населения показывает, что значительная часть опрошенных недостаточно информирована о том, в чем конкретно заключается вред курения, развитию каких заболеваний оно способствует, как табачный дым влияет на здоровье окружающих и, в первую очередь, детей, подростков, молодежи, женщин.
Наводнение рынка России красочно оформленными импортными табачными изделиями, несмотря на значительное повышение цен, создает угрозу еще большего увеличения распространенности курения, особенно среди молодежи и женщин. Тем более, что этот процесс происходит на фоне существенного увеличения психоэмоционального напряжения, ухудшения питания и т. д. Последствия этой "табачной" эпидемии уже в ближайшие годы скажутся на здоровье населения России.
Широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к снижению числа курящих говорит о необходимости принятия дополнительных безотлагательных мер, направленных на предупреждение начала курения и его прекращение, то есть разработки и реализации комплексных программ по преодолению курения.
В мире имеется немало наглядных примеров успешной борьбы с табакокурением: в США с 1965 г., а в Финляндии с 1972 г. проводится постоянная работа (по специальным программам), направленная на преодоление курения. Программы связали в единое целое научные разработки, службы здравоохранения, социальные силы общества, межсекторальное сотрудничество для совместного влияния их на повседневную жизнь человека.
В нашей стране до настоящего времени еще не реализовывались государственные программы по преодолению курения, что можно объяснить целым рядом объективных и субъективных причин: отсутствием необходимого финансирования; национальными и социально-культурными различиями населения; сложившимся в нашей стране снисходительно-поощрительным отношением к этой вредной привычке, о чем свидетельствует широкое рекламирование табачной продукции.
В России отсутствуют система контроля табачной продукции, организационные структуры, обеспечивающие предупреждение распространения табакокурения, единая система гигиенического воспитания населения, в частности детей и подростков, система оказания помощи курильщикам по преодолению курения.
Основными направлениями в решении данной проблемы должны быть:
- разработка новых правовых и нормативных актов, предусматривающих запретительные, ограничительные и просветительские меры по преодолению курения табака;
- постоянное межведомственное взаимодействие по привитию населению навыков здорового образа жизни;
- поддержка органов исполнительной власти всех уровней и общества в целом политики борьбы с курением на основе широкой информированности населения об экономических, моральных и генетических последствиях курения;
- развитие и укрепление сети учреждений, осуществляющих работу по борьбе с табакокурением.
Профилактика распространения табакокурения должна строиться на следующих основных принципах:
- приоритетности предупредительных мер, направленных на предотвращение распространения табакокурения в детском, подростковом возрасте и среди молодежи;
- политической и финансовой поддержки деятельности организаций, выполняющих миссию предотвращения распространения табакокурения;
- обеспечения действенного контроля за исполнением законодательных и нормативных актов и совершенствования правового регулирования в отношениях между курильщиками и остальной частью населения, между производителями и потребителями, торговыми организациями и населением;
- обеспечения лечебно-профилактической помощью всех курящих лиц, желающих прекратить курение;
- широкой информированности населения о вреде табакокурения как необходимом условии для социальной поддержки всеми слоями населения борьбы с табакокурением;
- межведомственного (межсекторального) сотрудничества с учетом опыта международных организаций (ВОЗ, международного противоракового общества и др.).
Естественно эта проблема не может быть решена силами только медицинских работников. Для достижения успеха в деле снижения табакокурения необходима широкая социальная, экономическая и политическая поддержка всех слоев общества.
В этой связи основной акцент должен быть направлен на разработку и реализацию региональных программ по преодолению распространения вредных привычек среди населения, с учетом конкретных местных условий, национальных традиций и особенностей.
Система программных мероприятий
На Министерство здравоохранения Российской Федерации возлагается:
1. Организационно-методическое обеспечение и координация деятельности учреждений здравоохранения в области сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, искоренения вредных привычек методами и средствами гигиенического обучения и воспитания населения.
2. Участие в разработке законодательных и нормативных актов, направленных на борьбу с курением.
3. Адаптирование международных профилактических программ к условиям Российской Федерации.
4. Разработка обучающих программ по проблемам здорового образа жизни для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования.
5. Подготовка кадров и методическое обеспечение деятельности кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, региональных групп мониторинга вредных привычек среди детей и подростков, кабинетов по лечению табачной зависимости.
6. Изучение и распространение передового опыта деятельности органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации по искоренению вредных привычек среди населения.
7. Обеспечение органов и учреждений здравоохранения материалами ВОЗ, других международных объединений по проблемам профилактики курения табака.
8. Организация и проведение Всероссийских конференций и семинаров по проблемам курения табака.
На органы и учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации возлагается:
1. Участие в разработке на региональном уровне законодательных и нормативных актов по искоренению вредных привычек среди населения.
2. Разработка и реализация региональных программ по преодолению курения табака, предусматривающих:
2.1. Создание и обеспечение деятельности структур, осуществляющих профилактику курения (Центры, отделения (кабинеты) медицинской профилактики, кабинеты профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, региональные группы мониторинга вредных привычек среди детей и подростков).
2.2. Организацию системы информации населения о вреде табака:
- подготовка, тиражирование и распространение видео и аудиоклипов и организация демонстрации их по каналам местного телевидения и трансляций по радиоканалам;
- разработка, издание и распространение санитарно-просветительских материалов для различных групп населения;
- организация и проведение массовых акций, приуроченных к международным Дням борьбы с курением;
- привлечение средств массовой информации к широкой пропаганде среди населения основ здорового образа жизни и искоренения вредных привычек;
- использование спортивных сооружений различных уровней как зон, свободных от курения;
- проведение специальных семинаров для различных групп населения, включая студентов, врачей, педагогов, журналистов, работников культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля;
- усиление, совершенствование, разнообразие рекламной деятельности антитабачной направленности;
- адаптирование международных информационных материалов, получаемых в демонстрационных зонах в рамках профилактических программ для массовой аудитории;
- создание современных сценариев, клипов, программ для детской и молодежной аудитории, развенчивающих имидж "сильного курящего человека";
- расширение объема и качества радио- и телепередач по пропаганде здорового образа жизни.
2.3. Совершенствование системы гигиенического воспитания детей, подростков и молодежи по привитию навыков здорового образа жизни и в том числе по профилактике курения табака:
- подготовка и издание обучающих программ и наглядных пособий для различных групп населения в зависимости от возраста, профессии и образования (для дошкольников, школьников, учащихся ПТУ, студентов, а также работающей и допризывной молодежи, преподавателей школ, ПТУ и ВУЗов);
- создание телефильмов, видеофильмов, клипов, радиопередач антитабачной направленности;
- создание межрегиональной постоянно действующей системы мониторинга факторов среди детей и подростков.
2.4. Совершенствование оказания помощи лицам, желающим прекратить курение:
- создание сети кабинетов в лечебно-профилактических учреждениях для подростков и взрослых по оказанию помощи желающим прекратить курение и для проведения реабилитационных мероприятий;
- разработка и внедрение современных методов медицинской и традиционной коррекции преодоления приобретенной привычки к курению;
- обучение специалистов по лечению табачной зависимости с использованием различных методов (акупунктура, методов аурикулярного биоэлектростимулятора - модель "СТОП-сигарета" и др.);
- изучение вопросов маркетинга на препараты, используемые при лечении табачной зависимости.
2.5. Международное сотрудничество:
- участие в реализации на региональном уровне международных программ и договоров по всем направлениям противокурительных действий;
- изучение практики международного законодательства и программных мероприятий по данной проблеме;
- адаптирование к условиям региона международного опыта по решению проблем табакокурения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации выражает уверенность в том, что реализация "Отраслевой программы по преодолению курения табака в Российской Федерации" приведет к снижению распространения курения табака и тем самым к улучшению состояния здоровья населения России. Как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в Российской Федерации, снижение распространенности табакокурения на 20% приведет к уменьшению на 5% заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 8 октября 1998 г. N 295 "О программе по преодолению курения табака в РФ на 1998-2000 гг."
Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение", 1999 г., N 1, в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1998 год - Часть 3", М.:"Интерсэн", 1999 г.