г. Москва |
|
04 марта 2015 г. |
Дело N А41-4813/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истцов - 1) общества с ограниченной ответственностью "Фонд Нововолково" - Аксенова О.А. - дов. от 15.01.2015; Кадиров А.З. - дов. от 19.02.2015
2) общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - Шашкин А.А. - дов. от 12.01.2015
от ответчиков - 1) администрации Рузского муниципального района Московской области - Юминов А.Ю. - дов. от 29.08.2014 N 4494
2) общества с ограниченной ответственностью "Диаком" - Ермоленко М.Б. - дов. от 01.08.2014
3) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) общества с ограниченной ответственностью "Вашъ Землеустроитель" - Сорокин Б.В. - дов. от 20.08.2014 N 007
рассмотрев 19 февраля 2015 года - 25 февраля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фонд Нововолково", общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" и общества с ограниченной ответственностью "Вашъ Землеустроитель"
на решение от 26 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 08 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Катькиной Н.Н., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-4813/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фонд Нововолково" (ОГРН 1035011660606) и общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1045011651574)
к администрации Рузского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007589199), обществу с ограниченной ответственностью "Диаком" (ОГРН 1105075002713) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об установлении границ земельных участков
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; общество с ограниченной ответственностью "Вашъ Землеустроитель" (ОГРН 1047796094488)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фонд Нововолково" (далее - ООО "Фонд Нововолково") и общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс") обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Диаком" (далее - ООО "Диаком") и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- установить границы контура 47, являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:37, в границах согласно межевому плану от 27.12.2011 по приведенным в иске характерным точкам;
- установить границы контура 38, являющегося неотъемлемой частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13, в границах согласно межевому плану от 28.12.2011 по приведенным в иске характерным точкам;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Московской области погасить запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0030416:33;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) погасить запись в ЕГРП от 09.06.2012 N 50-50-19/030/2012-133;
- признать недействительным (незаключенным) договор аренды земельного участка от 09.04.2012 N 46;
- признать право аренды ООО "Диаком" земельного участка площадью 46900 кв.м с кадастровым номером 50:19:0030416:33 отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра и общество с ограниченной ответственностью "Вашъ Землеустроитель" (далее - ООО "Вашъ Землеустроитель").
Суд первой инстанции решением от 26.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.09.2014, отказал в удовлетворении заявленных требований.
В кассационных жалобах ООО "Фонд Нововолково", ООО "Прогресс" и ООО "Вашъ Землеустроитель", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просят отменить решение от 26.02.2014 и постановление от 08.09.2014 и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Диаком" и Администрация просят оставить принятые по делу судебные без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ООО "Фонд Нововолково", ООО "Прогресс" и ООО "Вашъ Землеустроитель" поддержали доводы жалоб, а представители ООО "Диаком" и Администрации - доводы, приведенные в отзывах на нее.
Кадастровая палата и Управление Росреестра извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании 19.02.2015 был объявлен перерыв до 25.02.2015.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, право собственности ООО "Фонд Нововолково" на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:37 зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.10.2004, от 09.08.2012 и выпиской из ЕГРП от 30.01.2013.
Основанием для регистрации права является акт приема-передачи объекта недвижимого имущества, вносимого в качестве оплаты уставного капитала ООО "Земельная компания "Прогресс" от 17.02.2004.
На основании постановления Главы Администрации от 25.12.1992 N 1418/23 за ООО "Прогресс" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 16 290 000 кв.м с кадастровым номером 50:19:0000000:13.
Между Администрацией и ООО "Прогресс" заключен договор купли-продажи земельного участка от 30.11.2012, на основании которого ООО "Прогресс" приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:13.
Право собственности ООО "Прогресс" на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2013 и выпиской из ЕГРП от 22.03.2013.
Решением Управления Росреестра от 02.02.2012 отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 в связи с пересечением границ участка с границами других земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН.
По результатам проведения землеустроительных работ было установлено, что границы земельных участков истцов, по их мнению, накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0030416:33, в связи с чем истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном земельном кадастре) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Закона о государственном земельном кадастре (далее данный закон признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Закона о государственном земельном кадастре для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного Закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона о государственном земельном кадастре).
В целях реализации положений указанного Закона и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о государственном земельном кадастре при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона о государственном земельном кадастре, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, как правильно отметили суды, Закон о землеустройстве и Закон о государственном земельном кадастре предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон о государственном земельном кадастре предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного Приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376, информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
Как установлено решением ВАС РФ от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона о государственном земельном кадастре, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона о государственном земельном кадастре, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В названном решении ВАС РФ указано также, что в случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона о государственном земельном кадастре.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно - градостроительной и санитарно - эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
При проведении инвентаризации выявляются:
соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (пункт 4 Положения).
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель (пункт 7 Положения).
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно- кадастровую документацию (пункт 8 Положения).
Как следует из ответа районного архива Администрации от 03.02.2012 дежурная кадастровая карта Рузского муниципального района за 2002 - 2003 года, схема землеустройства Рузского района, планы установления границ земель населенных пунктов Рузского района, проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Прогресс", материалы инвентаризации земель Рузского муниципального района, проект перераспределения земель совхоза "Прогресс" и/или ТОО "Прогресс", проект распределения земель совхоза "Прогресс", поконтурные карты и поконтурные ведомости к ним в части земель совхоза "Прогресс", тематическая карта и атлас о состоянии использования земель землепользователя на хранение в архив не поступали.
Доказательств того, что карта инвентаризации земель Рузского района исп. МОСНИИПИ Землеустройства, изготовленном по состоянию на 1996 год утверждена в соответствии с порядком, установленным Положением о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам, в дело не представлено.
Из материалов кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:37 и 50:19:0000000:13 также не следует, что данная карта является частью земельно-кадастровой документации.
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 15.12.2002 СПК "Прогресс-плюс" на земельный участок площадью 34 700 000 кв.м, основанием для регистрации права является постановление Главы Администрации Рузского района Московской области от 25.12.1992 N 1418/23.
Как следует из названного постановления от 25.12.1992, в нем указаны площади передаваемых земель. Описание смежных земельных участков, схема, описание характерных точек координат границ земельного участка данное постановление не содержит.
Правоустанавливающие документы на земельным участок с кадастровым номером также не содержат указания на план, схему, или характерные точки координат границ участка.
В материалы дела истцами в подтверждение существования земельных участков в испрашиваемых координатах представлены планшет ВИСХАГИ р-47-81-Г-б-1 (2822) в масштабе 1:10000 по состоянию на 1991 год, проект землеустройства (перераспределения) земель ТОО "Прогресс" исп. Центргипрозем, изготовленный по состоянию на 1992 год, карта инвентаризации земель Рузского района исп. МОСНИИПИ Землеустройства, изготовленная по состоянию на 1996 год, постановление Главы администрации Рузского района Московской области от 25.12.1992.
Вместе с тем, данные документы также не содержат указание на характерные точки координат, текстовое описание границ земельных участков, указание на смежных землепользователей и координаты границ смежных земельных участков.
Согласно кадастровому плану от 14.04.2004 площадь земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:37 ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. В ГЗК отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче при сделке. Площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 от 31.01.2007 площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Таким образом, площадь земельных участков 50:19:0000000:13, 50:19:0000000:37 в момент постановки их на кадастровый учет не была определена.
Из представленных в материалы дела кадастровых дел не следует, что площадь земельных участков с КН 50:19:0000000:13, 50:19:0000000:37 уточнялась при их межевании в установленном порядке.
Согласно Постановлению Главы Рузского района Московской области от 12.02.1999 N 173 "Об утверждении земельного баланса на 01.01.1999" по результатам рассмотрения земельного баланса района утверждены списки изъятия земель для государственных и общественных надобностей.
Согласно Постановлению Главы Рузского района Московской области от 02.03.2000 N 237 "Об утверждении земельного баланса на 01.01.2000" утверждены списки изъятия земель для государственных и общественных надобностей.
Таким образом, после составления планшета ВИСХАГИ р-47-81-Г-б-1 (2822) в масштабе 1:10000 по состоянию на 1991 год, проекта землеустройства (перераспределения) земель ТОО "Прогресс" исп. Центргипрозем, изготовленного по состоянию на 1992 год, карты инвентаризации земель Рузского района исп. МОСНИИПИ Землеустройства, изготовленной по состоянию на 1996 год, издания Постановления Главы администрации Рузского района Московской области от 25.12.1992, площадь и конфигурация земельных участков ТОО "Прогресс" изменялась.
При таком положении суды правильно указали, что уточнение границ земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а также исходя из границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре), не позволяет достоверно установить границы испрашиваемых земельных участков.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 14.04.2004, кадастровой выписки от 04.03.2011, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:37 поставлен на кадастровый учет 14.04.2004.
Согласно кадастровой выписке от 04.03.2011 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписке от 30.08.2010 земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 номер земельного участка внесен в ГКН 25.12.1992. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, для установления границ земельных участков подготовлены межевые планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:37 и 50:19:0000000:13.
При этом, в заключении кадастрового инженера в межевом плане земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:37 указано, что при выполнении кадастровых работ были использованы свидетельство на право собственности на земельный участок от 22.10.2004, землеустроительные дела ООО "Фонд Нововолково" за 2006 год.
Вместе с тем, как следует из ответа Кадастровой палаты от 17.04.2013 кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:37 изъято 04.05.2012.
Таким образом, первичные документы, лежащие в основе составления межевого плана по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:37, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из межевого плана земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13, границы земельного участка установлены в соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре и на основании материалов инвентаризации земель ТОО "Прогресс" Рузского района МосНИиПИ землеустройства 1996 год.
В представленной Кадастровой палатой копии кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:13 в качестве документов, подтверждающих права на земельный участок, находится свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.10.1998, план границ земельного участка. Свидетельство и план описания характерных точек координат границ земельного участка не содержат.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0030416:33, расположенный, как утверждают истцы, в границах испрашиваемых участков, передан в аренду ООО "Диаком"; договор аренды от 09.04.2012 зарегистрирован в установленном порядке.
В акте осмотра земельного участка отражено, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:37 ограждений не имеет, часть участка занята неизвестными лицами.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что представленные истцами в подтверждение наличия границ в заявленных в иске координатах документы, не могут служить доказательством существования границ земельных участков с кадастровым номером 50:19:0000000:37 и 50:19:0000000:13 в указанных координатах, поскольку они не прошли установленный законом порядок кадастрового учета, не утверждены в установленном законом порядке, не содержат характерных точек координат.
Кроме того, как следует из письма Кадастровой палаты от 23.07.2013, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:0037 снят с кадастрового учета и имеет статус "архивный".
Исходя из положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", внесение изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка возможно только в отношении имеющихся в нем актуальных сведений.
Ввиду того, что на момент вынесения решения информации о восстановлении на кадастровом учете сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:37 не имелось, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований истцов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 года по делу N А41-4813/13 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.