г. Москва |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А40-52355/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.
при участии:
от истца Прутянова Ю.И., дов. от 28.11.2014 N б/н, Митина Е.А., дов. от 08.12.2014 N б/н
от ответчика Велиева М.Н., дов. от 30.12.2014 N 26019/2014
от третьих лиц :
от Департамента городского имущества города Москвы Вейн К.В., дов. от 30.12.2014 N 33-Д-855/14
рассмотрев 05 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - третьего лица и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 04 августа 2014 года,
принятое судьей Ласкиным Л.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 ноября 2014 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.
по делу N А40-52355/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКСПОСТРОЙГРУП" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКСПОСТРОЙГРУП" (далее - ООО "ЭКСПОСТРОЙГРУП", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 21.02.2014 N 51-47/2014. Также просило установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002007:1001 общей площадью 12 610 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, пр-кт Андропова, вл. 10А, в размере его рыночной стоимости.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата).
Решением названного суда от 04.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014, заявленные по делу требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Департамент и Управление Росреестра подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом указали на избрание обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
В отзывах на жалобы общество просило оставить обжалуемые судебные акты в силе, сославшись на несостоятельность доводов Департамента и Управления Росреестра.
В судебном заседании представители Департамента и Управления Росреестра поддержали поданные по делу жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения жалоб по мотивам, приведенным в представленных отзывах. Кадастровая палата считается извещенной о рассмотрении жалоб, поскольку информация об их принятии к производству суда кассационной инстанции и об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет" 27.12.2014, 11.02.2015 и 11.02.2015 соответственно.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002007:1001 общей площадью 12 610 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, пр-кт Андропова, вл. 10А.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002007:1001 был определен в размере 43451 руб. 32 коп. за один квадратный метр. На этом основании была исчислена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 547921145,20 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Посчитав, что указанная кадастровая стоимость не соответствует рыночной, общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, представив среди прочих документов отчет N АЮ-101-858/1213 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости", находящегося на праве долгосрочной аренды ООО "ЭКСПОСТРОЙГРУП", и экспертное заключение от 19.12.2013 N 2628/2013 на этот отчет.
Решением Комиссии от 21.02.2014 N 51-47/2014 заявление было отклонено.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как указано в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Рассматривая заявленные по делу требования, суды двух инстанций установили, что заявление общества содержало необходимые отчет об оценке и положительное экспертное заключение на негою В связи с чем обоснованно признали оспариваемое решение Комиссии несоответствующим положениям законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды также признали отчет об оценке N АЮ-101-858/1213 и экспертное заключение от 19.12.2013 N 2628/2013 соответствующими требованиям Закона об оценочной деятельности и приняли данный отчет в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего обоснованность требования об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций об удовлетворении заявленных по делу требований.
Довод жалобы Департамента о том, что решение Комиссии соответствует пункту 20 Порядка, неосновательно. Из названной нормы следует, что Комиссия не вправе отклонять заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случае представления положительного экспертного заключения.
Ссылка на отсутствие нарушения прав и законных интересов общества отклоняется. Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обращаясь в суд, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка и действовало в рамках правомочий, установленных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Утверждения о недостоверности отчета и экспертного заключения отклоняются. Департамент и Управление Росреестра в случае несогласия с содержанием данных доказательств имели возможность заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Тезисы о несоразмерности восстановления нарушенного права признаются неосновательными. Суды правомерно исходили из возможности установления в судебном заседании кадастровой стоимости земельного участка по представленным доказательствам.
Доводы жалобы Управления Росреестра об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права подлежат отклонению. Заявленные обществом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При рассмотрении спора были соблюдены нормы процессуального законодательства, в том числе порядка защиты права в рамках искового производства.
Ссылки на постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП не являются основанием для отмены судебных актов.
На момент оглашения резолютивной части решения суда первой инстанции новые результаты кадастровой оценки в действие не вступили. В этой связи решение принято в отношении актуальной на момент рассмотрения дела кадастровой стоимости.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2014 года по делу N А40-52355/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.