г. Москва |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А40-101586/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Русал Саяногорский Алюминиевый Завод" - Зайко М.А. - дов. от 21.01.2014
от заинтересованного лица - Федеральной службы по тарифам - Сапаров Н.Ч. - дов. от 20.10.2014 N 24/13
от третьих лиц - 1) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Лазарева Ю.В. - дов. от 15.01.2015 N 00/10
2) Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 12 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Русал Саяногорский Алюминиевый Завод"
на решение от 03 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 25 ноября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
по заявлению открытого акционерного общества "Русал Саяногорский Алюминиевый Завод" (ОГРН 1021900670758)
к Федеральной службе по тарифам
о признании недействительным ненормативного правового акта
третьи лица: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"; Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасии
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Русал Саяногорский Алюминиевый Завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 22.05.2014 N 832-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "МРСК Сибири" о досудебном рассмотрении спора с Государственным комитетом по тарифам и энергетики Республики Хакасия".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасии.
Решением от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 03.09.2014 и постановление от 25.11.2014 и удовлетворить заявление.
В отзывах на кассационную жалобу Федеральная служба по тарифам и открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Федеральной службы по тарифам и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасии извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Федеральной службы по тарифам 13.02.2014 поступило заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о досудебном рассмотрении спора, связанного с участием и применением цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасии.
По результатам рассмотрения заявления о досудебном рассмотрении спора Федеральной службой по тарифам был издан приказ от 22.05.2014 N 832-д, которым были удовлетворены требования, указанные в заявлении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", о досудебном рассмотрении спора.
Общество, ссылаясь на то, что названный приказ нарушает его права и законные интересы, поскольку снижение ставки перекрестного субсидирования в Республике Хакасия в 2014 году более быстрыми темпами, чем это предусмотрено в пункте 1.3 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), соответствует требованиям законодательства об электроэнергетике, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суды исходили из следующего.
Подпунктом 5.3.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, установлено, что Федеральная служба по тарифам с 01.01.2008 по обращениям субъектов естественных монополий, их потребителей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвующих в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), если федеральными законами не установлено иное.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Федеральную службу по тарифам с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Спор возник с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Комитет), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике, приказом от 30.12.2013 N 319-э "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год" установил тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год для открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
В заявленных требованиях открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" просило Федеральную службу по тарифам дать указание Комитету утвердить тарифы для потребителей, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям, с учетом утвержденной Законом N 35-ФЗ ставки перекрестного субсидирования в размере 129 руб./МВт.ч.
В ходе рассмотрения в досудебном порядке спора между открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и Комитетом было установлено, что Комитет в рамках регулирования тарифов на услуги по передаче на 2014 год незаконно установил размер ставки перекрестного субсидирования в размере 94,25 руб./МВт.ч., отличный от ставки в размере 129 руб./МВт.ч., определенной для Республики Хакасия пунктом 1.2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ.
Сторонами досудебного спора, рассматриваемого Федеральной службой по тарифам, являлись открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и Комитет; Общество не являлось стороной досудебного спора.
В результате рассмотрения в досудебном порядке указанного спора, Федеральной службой по тарифам издан оспариваемый приказ, в соответствии с которым были удовлетворены требования открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", указанные в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий.
Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2014 в установленном порядке предписано принять решение об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, с учетом настоящего приказа.
Об исполнении приказа органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предписывалось сообщить в установленном порядке.
По мнению Общества, снижение ставки перекрестного субсидирования в Республике Хакасия в 2014 году более быстрыми темпами, чем это предусмотрено в пунктом 1.3 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, соответствует требованиям законодательства об электроэнергетике.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что данный довод заявителя основан на неверном понимании и толковании статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 8 Закона N 35-ФЗ передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии на территории Республики Хакасия осуществляется до 01.07.2017.
Пунктом 1.2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ установлено, что цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду в соответствии с пунктом 7 статьи 8 настоящего Федерального закона, определяется исходя из цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и ставки, которая обеспечивает учет величины перекрестного субсидирования в данной цене (тарифе).
Согласно абзацу 5 пункта 1.2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ в 2014 году ставка перекрестного субсидирования в соответствующем субъекте Российской Федерации определяется путем деления величины перекрестного субсидирования на объем полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальных сетевых организаций, не относящимся к населению или приравненным к нему категориям потребителей.
При этом, в абзаце 6 пункта 1.2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ императивно закреплено, что в 2014 году размер ставки перекрестного субсидирования в Республике Хакасия составляет 129 руб./МВт.ч.
Пунктом 1.3 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ определен порядок снижения ставок перекрестного субсидирования в последующие периоды (то есть после 2014 года).
Так, согласно указанному пункту ставка перекрестного субсидирования снижается в субъектах Российской Федерации, в которых, в соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается аренда объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей до 01.07.2017: с 01.07.2015 не менее чем на 34 процента от ее размера по состоянию на 01.01.2014; с 01.07.2016 не менее чем на 67 процентов от ее размера по состоянию на 01.01.2014.
При этом, более быстрое снижение ставки перекрестного субсидирования, чем указано в настоящем пункте, может осуществляться по соглашению между уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, переданным в аренду территориальной сетевой организации.
Как правильно указали суды, исходя из буквального толкования положений пункта 1.3 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, снижение ставки перекрестной субсидирования, в том числе и более быстрое снижение указанной ставки предусмотрено только с 01.07.201 и не может быть осуществлено ране указанной даты.
Исходя из указанных норм, Федеральная служба по тарифам правомерно удовлетворила требования, указанные в заявлении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Комитетом.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы подателя жалобы не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены принятых по делу законных и обоснованных судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы Общества и для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 года по делу N А40-101586/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.