г. Москва |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А40-35826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.
при участии:
от заявителя Киселевой Е.Е., дов. от 30.12.2014, Старых О.Ю., дов. от 30.12.2014
от заинтересованного лица Дубчак Р.В., дов. от 30.12.2014 N 33-Д-871/14
от третьего лица Дубчак Р.В., дов. от 04.04.2014 N 4-47-294/4
рассмотрев 12 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - третьего лица и заинтересованного лица
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 ноября 2014 года,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по делу N А40-35826/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТК "АЛЛАДИН" (г. Москва, ОГРН 1047796886686) о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы
третье лицо Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ТК "АЛЛАДИН" (далее - ООО ТК "АЛЛАДИН", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка по адресу г. Москва, ул. Сокольнический вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы)" в части установления размера арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в размере полной рыночной стоимости земельного участка, что в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка составляет 195 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 обществу отказано в удовлетворении заявленного по делу требования.
Девятый арбитражный апелляционный суд отменил указанное судебное решение и признал недействительным оспоренный пункт 3 распоряжения от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали кассационную жалобу, в которой просят его отменить как незаконное и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное по делу постановление суда апелляционной инстанции соответствующим требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ООО ТК "АЛЛАДИН" просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу апелляционного постановления.
Как установлено судами двух инстанций, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2010 по делу N А40-139996/09 признано незаконным бездействие Правительства Москвы, выразившееся, в непредоставлении ООО ТК "АЛЛАДИН" в долгосрочную аренду земельного участка площадью 0,5 га по адресу ул. Сокольнический вал, вл. 37 для строительства гостиничного комплекса III категории на 200 номеров.
Департамент городского имущества города Москвы 09.10.2013 издал распоряжение N 5632-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка по адресу г. Москва, ул. Сокольнический вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы)".
Пунктом 3 этого распоряжения установлен размер арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в размере полной рыночной стоимости земельного участка, что в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка составляет 195 000 000 рублей.
Общество оспорило указанный пункт распоряжения в судебном порядке.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, признал ошибочным вывод суда о том, что оспариваемое в части распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества.
При этом исходил из того, что Порядок определения арендной платы за земельные участки, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", не предусматривает такого размера арендной платы как полная рыночная стоимость земельного участка.
Положенный в основу исчисления размера арендной платы отчет N 612г-142/12 определяет в качестве объекта оценки не размер арендной платы, а рыночную стоимость права на заключение договора аренды земельного участка. Между тем размер арендной платы за земельный участок и плата за право аренды земельного участка являются различными видами платы за землю, основания взимания и определение порядка установления размера этих платежей регламентируются разными нормами права.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого по делу пункта 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ.
Принцип экономической обоснованности является основным принципом определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы. При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города. Размер арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3.4 постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" предусмотрено, что в случае, если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) гостиницы (иных объектов, одним из которых является гостиница, а остальные объекты, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять на земельном участке, включены в приложение 4 к настоящему постановлению), то арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и ставки арендной платы в размере 30 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, когда значение показателя плотности застройки земельного участка, предусмотренное приложением 3 к настоящему постановлению, составляет менее двух.
В случае если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) гостиницы и значение показателя плотности застройки земельного участка, предусмотренное приложением 3 к настоящему постановлению, составляет менее двух, то арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка определяется в соответствии с пунктом 3.2.1 настоящего постановления.
Согласно пункту 3.2.1 названного постановления за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) арендная плата устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 3 к настоящему постановлению.
Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП установлены ставки арендной платы за землю в городе Москве при разрешенном использовании земельного участка: для размещения гостиниц, кроме строительства гостиниц - 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка (пункт 6 приложения 1); для строительства гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов - 0,01% кадастровой стоимости земельного участка (пункт 6.1 приложения 1).
Приложением 3 установлены ставки арендной платы, подлежащие уплате в первый год аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) объектов смешанного назначения в сумме ставок согласно приложению 1 к настоящему постановлению ми настоящему приложению в порядке, предусмотренном пунктом 2.7 настоящего постановления (земельный участок с более чем одним видом разрешенного использования).
Таким образом, законодательством Москвы установлен четкий порядок расчета арендной платы за первый год действия договора аренды, не предусматривающий ее исчисление в размере 100% рыночной стоимости земельного участка.
Довод жалобы о том, что установленная арендная плата состоит из двух частей: из суммы аренды права на заключение договора аренды и непосредственно арендной платы за пользование земельным участком, отклоняется. Как правильно указал апелляционный суд, размер арендной платы за земельный участок и плата за право аренды земельного участка являются различными видами платы за землю, основания взимания и определение порядка установления размера этих платежей регламентируются разными нормами права. Оспариваемым по делу пунктом 3 распоряжения от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ установлена именно арендная плата за первый год аренды земельного участка.
Ссылка в жалобе на то, что обществом выбран неправильный способ защиты нарушенного права, отклоняется. В данном случае размер арендной платы установлен пунктом 3 распоряжения, что послужило основанием для оспаривания его в судебном порядке. Как указал суд апелляционной инстанции, спор об определении арендной платы при заключении договора является предметом рассмотрения по делу Арбитражного суда г. Москвы N А40-119866/14.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда города Москвы N N А40-139996/09, А40-47743/09.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу апелляционного постановления.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2014 года по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-35826/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.