Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Гигиенические требования к организации условий обучения школьников в классах, учебных кабинетах, мастерских УПК и на рабочих местах базовых предприятий.
Условия внешней среды, в которой происходит учебно-производственная деятельность подростков, оказывают существенное влияние на его работоспособность и состояние здоровья.
Учебные мастерские УПК и учебные цехи базовых предприятий должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Основные документы, регламентирующие условия обучения подростков, следующие:
Постановление Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 10 сентября 1980 г. N 283/II-9 "О списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 г. N 240/II-10-3 "Об утверждении списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин".
Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 27 января 1982 г. "О нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
См. новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105
Строительные нормы и правила П-66-87 "Профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила П-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила П-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН-245-71.
ГОСТ 12.1.003-76 "Шум. Общие требования безопасности".
ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
Взамен ГОСТ 12.1.005-76, постановлением Госстандарта СССР от 29 сентября 1988 г. N 3388, с 1 января 1989 г. утвержден и введен в действие ГОСТ 12.1.005-88 "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
При устройстве и оборудовании учебных кабинетов, лабораторий и мастерских учебно-производственных комбинатов, а также при организации условий трудовой подготовки школьников в учебных цехах базовых предприятий следует руководствоваться методическими рекомендациями "Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ" (1985 год).
2.1. Естественное и искусственное освещение
2.1.1. Все учебные помещения (учебные кабинеты, лаборатории, мастерские) должны иметь естественное освещение.
Наилучшими видами естественного освещения для учебных помещений являются боковое левостороннее. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета при наличии глухой перегородки должна быть не менее 2,2 м от потолка и 0,8 м от пола (при высоте 3,0). Для мастерских с большой глубиной заложения наилучшими системами естественного освещения следует считать двустороннее освещение и комбинированное (боковое левостороннее с верхним).
2.1.2. В классных помещениях и кабинетах коэффициент естественного освещения (КЕО) в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%, а в кабинетах технического черчения и рисования не менее 2,0%.
В учебных мастерских и на рабочих местах базовых предприятий КЕО должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы. (СНиП-4-79 "Естественное и искусственное освещение").
2.1.3. Для окраски учебных столов рекомендуется светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, светло-зеленая, бежевая, цвета натуральной древесины), с коэффициентом отражения не менее 0,45.
Стены, потолки, оборудование учебных и производственных помещений должны иметь матовую поверхность. Окраску поверхностей интерьера учебных помещений следует предусмотреть светлых, лучше теплых тонов со средневзвешенным коэффициентом отражения не менее 0,45; потолок и верхние части стен необходимо окрашивать в белый цвет.
2.1.4. Помещения цехов металлообработки и деревообработки окрашивают спокойными тонами зеленого и желтого спектра с коэффициентом отражения не менее 0,60. Неподвижные части металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части в кремовый. Отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные конструкции (колонны, сидения, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета. Для акцентирования внимания учащихся на отдельном оборудовании его можно покрасить в более интенсивный цвет (цвет станка мастера может быть ярче, чем на рабочих местах учащихся).
2.1.5. В учебном помещении следует предусматривать наличие солнцезащитных устройств на окнах. В темное время солнцезащитные устройства должны использоваться как отражающие поверхности, ибо окна в вечернее время поглощают большое количество света. Поэтому солнцезащитные устройства должны иметь светлую окраску с коэффициентом отражения не менее 0,40.
Для учебных помещений наилучшим видом солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами. Допускается применение штор из хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами (поплин, штапельное полотно, репс).
2.1.6. В учебных помещениях, кабинетах, лабораториях столы следует размещать перпендикулярно к окнам, чтобы свет падал слева от учащегося, в три ряда по 5 - 6 столов.
В учебных мастерских станки располагаются в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 - 45° по отношению к окнам. В инструментальных мастерских: слесарных - расположение верстаков перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении; токарных - параллельно окнам, под углом 20 - 30° или в шахматном порядке при левостороннем освещении; фрезерных - параллельно окнам при двустороннем освещении.
2.1.7. Искусственное освещение в учебных помещениях и кабинетах должно быть представлено светильниками рассеянного света с люминесцентными лампами и, в виде исключения, лампами накаливания. Уровень освещенности на рабочих поверхностях должен быть не менее 300 лк.
Искусственное освещение в учебных мастерских, учебных цехах на базовых предприятиях устанавливается по нормам освещения (СНиП 11-4-79. Нормы проектирования "Естественное и искусственное освещение").
Взамен СНиП II-4-79 постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78 утверждены и введены в действие с 1 января 1996 г. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95
Уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном (СНиП II -4-79).
При выполнении тонких зрительных работ 1 - 4 разряда необходимо комбинированное освещение: при этом уровень освещенности от светильников общего света должен составлять 10% нормируемой, но не менее 150 лк.
2.1.8. Искусственное освещение учебных помещений обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами типа ЛПО-01-2х 40/Д-01; ЛПО-02-4х 40/А-01; ЛПО-10-2х 65; ЛС-002-2х 65. Светильники в учебном помещении располагаются параллельно линии окон. Расстояние ряда светильников от наружной стены - 1 - 2 м, от внутренней - 1,5 м.
Для создания нормируемых уровней освещенности в учебном помещении площадью 50 кв.м должно быть 12 действующих светильников ЛПО-01-2х 40 или 8 светильников ЛС-002-2х 65 при удельной мощности - 24,2 ВТ/м2. В учебных кабинетах и лабораториях, площадью 66 м2 должно быть 16 действующих светильников ЛПО-01-2х 40.
В кабинетах черчения площадью 66 м2 должно быть 24 светильника (3-й разряд) ЛПО-01-2х 40 при удельной мощности 36,4 Вт/м2.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-12-1х 40; расположенными на высоте 2,2 м от пола и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.1.9. Искусственное освещение учебных мастерских создается системой общего освещения или комбинированного в зависимости от характера зрительной работы. В слесарных мастерских уровень искусственной освещенности на рабочих местах должен составлять 500 лк и создаваться системой общего освещения.
Для общего освещения учебных мастерских с нормальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны использоваться люминесцентные светильники серии ЛСО02-2х 40, Л2010М-2х 40 (2х 80), ЛСП02-2х 40 (2х 65), ЛСП06-2х 80. Допустимо также использование светильников типа: ЛП001-2х 40 (2х 65), ЛП013-2х 40 (2х 65), ЛП002-2х 40 (2х 65).
Для производственных помещений с неблагоприятными условиями среды должны использоваться люминесцентные светильники серии: ПВЛ-2х 40 (2х 80), ПВЛ02-2х 40 ЛВП31-4х 80, ЛВП33-2х 80.
Для местного освещения при выполнении инструментальных работ должны применяться светильники с лампами накаливания серии НКС1, для шлифовальных станков - светильники серии ЛКС-01.
2.1.10. Светильники очищаются не реже одного раза в три месяца. Запрещается привлекать учащихся к очистке светильников.
2.2. Воздушно-тепловой режим
2.2.1. Температура воздуха в основных помещениях в зависимости от разных климатических условий должна быть в классах, кабинетах, лабораториях - 17 - 20°С: в мастерских по обработке металла и древесины - 16 - 18° С; в рекреационных помещениях - 16 - 18°С, в вестибюле и гардеробе - 16 - 19° С.
2.2.2. Оптимальные показатели микроклимата в цехах промышленных предприятий в различное время года в зависимости от тяжести работ должны соответствовать ГОСТу 12.1.005-76 и составлять:
Взамен ГОСТ 12.1.005-76, постановлением Госстандарта СССР от 29 сентября 1988 г. N 3388, с 1 января 1989 г. утвержден и введен в действие ГОСТ 12.1.005-88 "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
1). В холодный и переходный периоды года:
а) при работе легкой категории - I*(1) и средней тяжести IIа*(2) - температура 18-23°С, скорость движения воздуха не более 0,2 м/сек;
б) при работе средней тяжести категория - IIб*(3) - температура 16 - 18°С, скорость движения воздуха не более 0,3 м/сек.
2) В теплый период года:
а) при работе легкой и средней тяжести (I и IIа) - температура 21 - 25°С, скорость движения воздуха не более 0,2 - 0,3 м/сек;
б) при работе средней тяжести (IIб) - температура 18 - 21°С, скорость движения воздуха не более 0,4 - 0,5 м/сек.
Относительная влажность воздуха во все сезоны и при разных по тяжести видах работ должна составлять 40 - 60%:
2.2.3. Запыленность воздуха в учебных классах, кабинетах и лабораториях не должна превышать 0,15 мг/м3.
В учебных мастерских и на производстве не должны проводиться работы, связанные с образованием пневмоканиозоопасной пыли (например, сухая шлифовка деталей на абразивных кругах и т.д.). Наличие других видов пыли с содержанием двуокиси кремния менее 2% не должно превышать 10 мг/м3 (ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования").
2.2.4. Содержание углекислоты в учебно-производственных помещениях, обусловленное жизнедеятельностью организма учащихся, должно быть не более 1 мг/л.
2.2.5. Содержание химических веществ в лабораториях, учебных мастерских и цехах базовых предприятий при работах, связанных с загрязнением воздушной среды вредными газами, парами, аэрозолями, не должно превышать предельно-допустимые концентрации (ГОСТ 12.1.005-76). При этом, учитывая повышенную чувствительность подростков ко многим химическим веществам, в процессе обучения должен быть исключен контакт подростков с химическими веществами, особо токсичными для их организма (более подробно см. в разделе "Химическая промышленность").
2.2.6. Поддержание соответствующих воздушно-тепловых микроклиматических условий обеспечивается эффективными средствами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями глав СНиП II-33-75*(4) "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования", СНиП П-66-78". Профессионально-технические училища и средние учебные заведения. Нормы проектирования" и для цехов промышленных предприятий "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" - СН 245-71.
2.2.7. В учебных классах и кабинетах рекомендуется осуществление децентрализованного притока воздуха через фрамуги и автоматически открывающиеся форточки и вытяжки через внутристенные вытяжные каналы.
2.2.8. В лабораториях, кабинетах с вытяжными шкафами и в мастерских должна быть установлена вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
2.2.9. В лабораториях и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением повышенного количества теплоты, пыли и химических веществ (муфельная печь, точильные, сверлильные и шлифовальные работы, электросварка и др.), а также на рабочих местах промышленных предприятий, где обучаются подростки, должна быть налажена эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая минимальное содержание указанных производственных факторов, не выше допустимых уровней и концентрация соответственно ГОСТу 12.1.005-76.
Взамен ГОСТ 12.1.005-76, постановлением Госстандарта СССР от 29 сентября 1988 г. N 3388, с 1 января 1989 г. утвержден и введен в действие ГОСТ 12.1.005-88 "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
2.2.10. Скорость воздуха, удаляемого через рабочие проемы вытяжных шкафов, в зависимости от предельно допустимых концентраций (ПДК) выделяемых вредных веществ, должна быть:
при ПДК более 10 мг/м3 - 0,05 м/сек;
при ПДК от 10 до 0,1 мг/м3 - от 0,6 до 1 м/сек;
при ПДК менее 0,1 мг/м3 - от 1 до 1,5 м/сек.
При полном открытии проема шкафа скорость воздуха должна быть: при ПДК 0,1 мг/м3 и более - 0,3 м/сек;
при ПДК менее 0,1 м/м3 - 0,45 м/сек;
(извлечение СНиП II - 66 - 78).
2.2.12. Для осуществления эффективности тяги воздуха вытяжные вентиляционные решетки должны очищаться от пыли ежемесячно.
2.2.13. Обеспечение надлежащих воздушно-тепловых условий осуществляется также рациональным проветриванием и влажной уборкой всех учебно-производственных помещений. Для обеспечения рационального проветривания во всех помещениях должны иметься фрамуги и форточки, площадью не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях в холодные периоды года запрещается забивать и заклеивать.
2.3. Шумовой фактор
2.3.1. Шум является одним из наиболее распространенных факторов производственной среды, характерным для многих промышленных предприятий. При работе в условиях шума могут возникать неблагоприятные изменения в организме работающих.
2.3.2. Учитывая повышенную чувствительность подросткового организма к воздействию шума, производственное обучение и практика подростков в мастерских и на базовых предприятиях должна производиться в соответствии с "Методическими указаниями по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков", утвержденными Министерством здравоохранения СССР 1 июня 1981 г. N 210-81.
Нормируемым параметром шума для подростков 16 - 17 лет является предельный спектр 65 дБ А (ПС-65).
При повышении нормативного параметра шума (ПС-65) подростки могут быть допущены к производственному обучению и практике только при:
- ограничении длительности работы в шумовой обстановке в соответствии с приведенными выше "Методическими указаниями...";
- использовании индивидуальных средств защиты от шума типа наушников ВЦНИИОТ-7Н, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-4А, ВЦНИИОТ-АI, "беруши" и др. и применении их с первого дня обучения и производственной практики;
- соблюдение режима труда и отдыха, предусматривающего обязательные перерывы: для учащихся 8 - 9 классов через 50 минут работы, для учащихся 10 - 11 классов - через 1,5 часа работы.
При параметрах шума ПС-95 и выше подростки к прохождению производственного обучения и практики не допускаются.
2.4. Санитарный режим
2.4.1. Перед началом занятий следует проводить тщательное сквозное проветривание всех помещений. Кроме того, во время перемен эффективное проветривание должно осуществляться в учебных помещениях, а во время уроков - в рекреационных.
2.4.2. Для поддерживания образцовой чистоты во всех учебно-производственных помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка.
2.4.3. Еженедельно осуществлять уборку с мытьем полов, осветительной арматуры, дверей, протиркой стен, мебели с применением моющих и дезинфицирующих средств (1% р-р хлорамина, 0,5% осветленный р-р хлорной извести и др.).
2.4.4. Уборка туалетов и умывальных комнат осуществляется ежедневно; полы моются горячей водой с применением моющих средств. Унитазы также ежедневно моются горячей водой с моющими средствами, а для удаления мочекислых солей - два раза в месяц щеткой, смоченной 2% раствором соляной кислоты, с последующим обильным промыванием их водой. Уборочный инвентарь должен иметь маркировку и храниться в шкафах или отведенных для этих целей помещениях. У входа в УПМ необходимо предусмотреть скребки и щетки для очистки обуви.
2.4.5. Очистку оконных стекол необходимо проводить не реже 3 - 4 раз в год снаружи и не менее 1-2 раз в месяц - изнутри.
2.4.6. Побелка потолка, верхних частей стен и оконных откосов проводится по мере необходимости. Двери, оконные рамы и переплеты окрашиваются белой масляной краской.
<< Раздел I. Организация и режим занятий |
||
Содержание Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.