г. Москва |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А40-130494/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Христенко В.Д., дов. от 09.01.2014 N 5
от заинтересованного лица Писаревой О.В., дов. от 26.12.2013 N АН1.14-4133, Самариной Т.В., дов. от 26.05.2014 N АН1.14-4786
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Нимбус" Манжуго В.В., дов. от 11.08.2014
от закрытого акционерного общества "АСЦ СибНИА-ТЕСТ" Черкасовой Я.С., дов. от 09.01.2014 N 2
рассмотрев 14 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03 февраля 2014 года,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 мая 2014 года,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по делу N А40-130494/13
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (Тюменская область) о признании незаконным бездействия Федерального агентства воздушного транспорта
третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Нимбус" (г. Новосибирск), закрытое акционерное общество "АСЦ СибНИА-ТЕСТ" (г. Новосибирск), ФГУП "ГосНииАэронавигация" г. Москва),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (далее - ООО "Аэропорт Советский", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) по отказу в выдаче сертификатов годности объектов радиомаячной системы захода на посадку "ILS-734" (объекты "ГРМ-124", "КРМ-124", "ОМРМ (Б)", "ОМРМ (Д)"), установленных на аэродроме Советский. Также просило возложить обязанность выдать сертификаты годности объектов радиомаячной системы захода на посадку "ILS-734" (объекты "ГРМ-124", "КРМ-124", "ОМРМ (Б)", "ОМРМ (Д)"), установленных на аэродроме Советский.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Нимбус" (далее - ООО "Авиакомпания "Нимбус"), закрытое акционерное общество "АСЦ СибНИА-ТЕСТ" (далее - ЗАО "АСЦ СибНИА-ТЕСТ"), ФГУП "ГосНииАэронавигация".
Решением названного арбитражного суда от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Росавиация подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзывах на жалобу ООО "Аэропорт Советский", ООО "Авиакомпания "Нимбус", ЗАО "АСЦ СибНИА-ТЕСТ" выразили согласие с выводами судов двух инстанций и просили оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Росавиации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители ООО "Аэропорт Советский", ООО "Авиакомпания "Нимбус" и ЗАО "АСЦ СибНИА-ТЕСТ" высказали возражения относительно жалобы по мотивам, приведенным в представленных отзывах. ФГУП "ГосНииАэронавигация" считается извещенным о рассмотрении жалобы в установленном порядке, поскольку информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции размещена 19.07.2014 на официальном сайте суда в сети Интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, в рамках договора о выполнении летных проверок наземных средств радиосветотехнического обеспечения полетов от 01.09.2008 N Д-22/40-2008, заключенного между ООО "Аэропорт Советский" и ООО "Авиакомпания "Нимбус", последнее произвело научно-исследовательские работы в области летных экспериментов и испытаний авиационной техники, авиационного бортового и наземного оборудования, навигационных систем посадки и радиосветотехнического обеспечения полетов и связи с использованием самолета-лаборатории Як-40 борт. N 87460, оборудованного АСЛК-75-М-03 зав. N 9308 на аэродроме Советский. В частности, проведена вводная летняя проверка радиомаячной системы посадки ILS-734 зав. N 1201 и периодическая проверка маркерных радиомаяков ДМРМ: РММ-95 зав. N 13 и БМРМ: РММ-95 зав. N 14.
Актом летной проверки от 25.10.2012 подтверждается, что радиомаячная система инструментального захода ВС на посадку ILS-734 зав. N 1201 в аэропорту Советский с МКп-124 соответствует эксплуатационным требованиям для радиомаячной системы первой категории и пригодна для обеспечения полетов без ограничений.
Решением Росавиации от 15.11.2012 N 07.03-1403 приняты заявки ООО "Аэропорт Советский" о проведении сертификации. Оценка соответствия объектов ГРМ-124, КРМ-124, ОМРМ (Б), ОМРМ (Д) сертификационным требованиям поручена ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация".
После проведенной Росавиацией инспекционной проверки объектов РТС авиационной электросвязи ООО "Аэропорт Советский" в адрес ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" направлено письмо от 15.01.2013 N 07.03 о том, что летная проверка радиотехнических средств выполнена ООО "Авиакомпанией "Нимбус", которая не имеет прав на выполнение данного вида авиационных работ.
Посчитав действия Росавиации по отказу в выдаче сертификатов годности радиомаячной системы захода на посадку незаконными, ООО "Аэропорт Советский" обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций, применив положения статей 8, 20, 23, 61, 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", пунктов 1.2.4, 1.3.2 Руководства по производству испытательных полетов в гражданской авиации (РПИП-ГА-91), пунктов 17, 18, 22 Федеральных авиационных правил "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.01.2005 N 1 пришли к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения оспариваемого отказа.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора и с учетом вышеуказанных правовых норм суды установили отсутствие законодательного запрета на выполнение организацией полетов по программам летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования, на воздушном судне экспериментальной авиации, в том случае, если организация экспериментальной авиации имеет лицензию на испытание авиационной техники, в том числе двойного назначения.
Суды правомерно установили, что ООО "Авиакомпания "Нимбус" самостоятельно не выполняла летных проверок навигационных систем посадки и радиотехнического обеспечения полетов и связи ООО "Аэропорт Советский". В рамках агентского договора от 02.06.2008 летные проверки осуществляло ЗАО "АСЦ СибНИА-ТЕСТ", право которого на выполнение испытаний навигационных систем посадки и радиотехнического обеспечения полетов и связи подтверждено лицензией от 08.05.2008 N 7029-А-АТ-И на испытание авиационной техники, свидетельством о государственном учете экспериментального воздушного судна от 17.07.2009 (эксплуатант ЗАО АСЦ "СибНИА-ТЕСТ"), удостоверением о годности к полетам экспериментального воздушного судна от 17.07.2009 N 40/13-388 (эксплуатант ЗАО АСЦ "СибНИА-ТЕСТ"), сертификатом калибровки от 13.08.2012 N СК.ГГЯ.700.2.05-12 автоматизированной системы летного контроля АСЛК-75-М-03 N 9308, установленной на самолете-лаборатории Як-40 N 87460 (эксплуатант ЗАО АСЦ "СибНИА-ТЕСТ").
Также суды указали, что вступившими в законную силу судебными актами по Арбитражного суда Новосибирской области N А45-3544/2013 установлен факт выполнения испытания наземных средств радиосветотехнического обеспечения полетов ООО "Аэропорт Советский" в четком соответствии с Федеральными авиационными правилами "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи с систем светосигнального оборудования гражданской авиации", проведения ЗАО АСЦ "СибНИА-ТЕСТ" испытания подготовленным для этого летным экипажем на воздушном судне-лаборатории, оборудованном специальной аппаратурой летного контроля, принятой на оснащение в гражданской авиации и имеющей сертификат о калибровке и в соответствии с имеющейся лицензией, дающей право на испытание авиационной техники.
Обстоятельства, установленные по названному делу, носят преюдициальный характер для рассматриваемого спора, в связи с чем обоснованно приняты судами двух инстанций в качестве обоснования итогового вывода о несоответствии законодательству оспариваемого отказа Росавиации.
Довод жалобы о том, что суды не сопоставили надлежащим образом нормы действующего законодательства с положениями договора от 01.09.2008 N Д-22/40-2008, подлежит отклонению как не имеющий прямого отношения к предмету спора - оспариваемому по делу отказу в выдаче сертификатов.
Иные доводы жалобы также не опровергают выводы судов двух инстанций, положенные в основу принятых по делу судебных актов, в связи с чем отклоняются.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2014 года по делу N А40-130494/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.