г. Москва |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А40-83486/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туманова В.Н.,
судей Тутубалиной Л.А., Плюшкова Д.И.,
при участии в заседании:
от истца - ОАО "ФПК": Осипова АЗ, дов. от 19.09.2013 N 263-Д,
от ответчика - Минфина России: Соснина МВ, дов. от 15.12.2014 N 01-10-08/75,
рассмотрев 18 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 16 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дубовик О.В.,
на постановление от 26 ноября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Баниным И.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(г. Москва; ОГРН 1097746772738)
к Министерству финансов Российской Федерации (г. Москва; ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России 2.075.548,50 руб. убытков, понесенных в результате оказания в 2013 году услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения от 12.03.1993 о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик - Минфин России обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.
Поступивший от истца 25.02.2015 отзыв на кассационную жалобу, судебной коллегией приобщен к материалам дела, поскольку соблюден порядок его подачи, предусмотренный статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления, исходя из следующего.
При рассмотрении спора судами установлено, что ОАО "ФПК" в 2013 году во исполнение Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенного в Москве 12.03.1993 (далее - Соглашение от 12.03.1993), предоставлены льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Псковской, Мурманской, Новгородской, Тверской областях и Республики Карелия на общую сумму 2.075.548,50 руб.
Полагая, что эти расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, ОАО "ФПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения от 12.03.1993 подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс").
Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов), предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.
В АСУ "Экспресс" содержится информация, в которой фиксируется ФИО пассажира, категория льготы; номер удостоверения, по которому предоставлен льготный проезд; дата поездки; вид предоставленной льготы (льготный, бесплатный); фактически уплаченная сумма; общая стоимость проезда; недополученная стоимость проезда; суммы комиссионного сбора, а также копиями купонов кассира, подтверждающими продажу билетов, и копиями талонов, предоставленных в ж/д кассу в обмен на льготный проездной документ (билет).
Судами установлено, что согласно учетным данным АСУ "Экспресс", сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг по перевозке железнодорожным транспортом граждан в соответствии с Соглашением от 12.03.1993 в 2013 году недополучены доходы в размере 2.075.548,50 руб. Факт предоставления льгот подтвержден реестрами оформленных проездных документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Согласно статье 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В силу пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в истребуемом размере.
Несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением от 12.03.1993.
Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, суды обоснованно удовлетворили исковое требование за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 26.07.2002 N 30, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется. Выводы судов об удовлетворении исковых требований основаны на полной оценке фактических обстоятельств дела и правильном применении к установленным обстоятельствам норм материального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2014 года по делу N А40-83486/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Н. Туманов |
Судьи |
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.