2.5.2. Водный транспорт.
Санитарные нормы СН 2.5.2.047-96 "Уровни шума на морских судах"
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21 февраля 1996 г. N 3)
Noise Levels on Board Marine Ships. Sanitary Norms
Дата введения - с момента утверждения
Введены взамен - "Санитарные нормы шума на морских судах" N 2498-81.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящие санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского флота.
1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда река-море. Нормы не распространяются на военные корабли и войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не занятые в коммерческих операциях.
1.3. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.
1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах, регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.
1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже указанных допустимых значений.
2. Нормативные ссылки
В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на следующие документы.
2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
См. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
2.2. "Санитарные нормы шума на морских судах", N 2498-81, Министерство здравоохранения СССР, 1981 г.
2.3. "Методические рекомендации по дозной оценке производственных шумов", N 2908-82. Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР, М., 1982 г.
2.4. Code on Noise levels on Board Ships. Interational Maritime Organization (ИМО), London, 1982 г.
2.5. РД 5.3107-77. КСКК.ОМТ. "Конструкции звукоизолирующие корабельные. Методы испытаний".
2.6. ГОСТ 12.1.020.79. "Шум. Метод контроля на морских и речных
судах"
3. Определения
3.1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.
3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.
3.3. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).
3.4. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения, предназначенные для управления судном и ведения документации.
3.5. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.
3.6. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.
3.7. Жилые (спальные) помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров и спальные помещения в блок-каютах комсостава.
3.8. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.
3.9. Зона отдыха - открытые площадки и проходы на всех ярусах надстройки и другие места на открытых палубах, предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.
3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума - условный уровень, создающий за период времени Т ту же дозу, что и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или в периоды отдыха. Обозначение - Lэкв(Т), измеряется в дБ или дБА.
3.11. Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за время воздействия шума; единица измерения дозы Д = Па2 x ч. Суточная доза - воздействие за 24 часа.
3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха - противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу 12.4.051-87.
3.13. Индекс изоляции воздушного шума (Ja) - одночисловая характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.
3.14. Постоянный шум - шум, уровень которого меняется в течение 1 мин менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике "медленно".
3.15. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту (при наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика).
3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).
4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума
4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах устанавливаются уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике А уровень звука LA, дБА (А-уровень).
Примечание: На эксплуатируемых судах, а также строящихся серийных, допускается в качестве основной измеряемой и нормируемой величины принимать уровень звука LA, дБА.
4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями LAi следует оценивать по эквивалентному уровню звука LАэкв(Т), дБА, определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:
1 n
LАэкв(Т) = 101g (--- Сумма 10 x 0,1LAi) x ti), (1)
T i=1
где n - число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается
воздействию уровня звука LAi;
ti - продолжительность воздействия звука в часах с уровнем LAi;
Т - период времени, за который определяется эквивалентный уровень
звука.
4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный
рабочий период Т=8 часов в машинном отделении или в производственных
помещениях, не должен превышать Lэкв(8)=80 дБА. В случае превышения
нормы, время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим
уровнем шума должно быть сокращено, в соответствии с формулой (1), на
величину, обеспечивающую выполнение Lэкв(8)=80 дБА.
4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.
4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по А-уровню устанавливаются согласно таблице 1.
Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.
4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.
Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.
5. Дозная оценка шумового воздействия
5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - ДШ в долях от допустимой дозы - Д доп.
Д
ДШ = ------,
Д доп.
где Д - фактическое значение дозы.
5.2. Среднесуточная доза шума - ДШ (24), определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см. приложение 1).
5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава, с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать 1.
При ДШ (24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.
6. Защита органа слуха
6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.
Таблица 1
Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах
Наименование поме- щений и мест работы и отдыха |
Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц |
Уро- вень звука, LA, дБА |
||||||||
31 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | ||
Энергетическое отделение | ||||||||||
1. С постоянной вахтой |
109 |
99 |
92 |
87 |
83 |
80 |
78 |
76 |
74 |
85* |
2. С периодическим обслуживанием |
115 |
115 |
111 |
106 |
103 |
100 |
98 |
96 |
94 |
105** |
3. С безвахтенным обслуживанием |
115 |
115 |
114 |
111 |
108 |
105 |
103 |
101 |
99 |
110** |
4. Центральный пост управления с энер- гетической установ- кой (ЦПУ) |
103 |
92 |
82 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
Производственные помещения и рабочие места | ||||||||||
5. Расположенные в энергетическом от- делении |
109 |
99 |
92 |
87 |
83 |
80 |
78 |
76 |
74 |
80 |
6. Расположенные вне энергетического отделения |
103 |
92 |
82 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
7. Производственные цеха и рабочие мес- та на палубах ры- бопромысловых судов |
106 |
95 |
87 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
69 |
80 |
8. Рабочие места в трюмах |
114 | 104 | 97 | 92 | 88 | 85 | 83 | 81 | 79 | 90** |
Служебные помещения | ||||||||||
9. Ходовой мостик, штурманская рубка, посты управления вне энергетического отделения и др. |
95 |
83 |
74 |
67 |
63 |
60 |
58 |
56 |
54 |
65 |
10. Крылья ходового мостика и другие посты прослушивания звуковых сигналов |
99 |
87 |
79 |
71 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
70 |
11. Радиорубка (операторная) с включенным оборудо- ванием не произво- дящим аудиосигналы |
92 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
53 |
51 |
49 |
60 |
Общественные помещения | ||||||||||
12. Кают-компания, столовая, салоны, кабинеты в каютах комсостава, клубы, библиотека |
92 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
53 |
51 |
49 |
60 |
13. Пассажирские салоны, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий и занятий спортом |
95 |
83 |
74 |
67 |
63 |
60 |
58 |
56 |
54 |
65 |
14. Зоны отдыха на открытых палубах |
103 |
92 |
82 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения | ||||||||||
15. Для судов I и II категории |
89 |
76 |
66 |
59 |
53 |
50 |
48 |
46 |
44 |
55 |
16. Для судов III и IV категории |
92 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
53 |
51 |
49 |
60 |
------------------------------
* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).
** Применение индивидуальных средств обязательно.
Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.
6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".
6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с приложением 2.
7. Звукоизоляция между помещениями
7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).
7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Ja, дБ, не должен быть ниже:
между каютами Ja=30;
между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, Ja=45;
между каютой и коридором Ja=30.
Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.
8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре
8.1. Измерения шума должны выполняться по возможности прецизионными шумомерами (1-го класса), отвечающими требованиям ГОСТа 17187-81, и октавными электрическими фильтрами по ГОСТу 17168-82. Непостоянный шум измеряется интегрирующим шумомером. Эквивалентный шум определяется индивидуальными дозиметрами или с помощью расчета.
Приказом Росстандарта от 15 декабря 2011 г. N 1570-ст применение ГОСТ 17187-81 на территории РФ прекращено с 1 ноября 2012 г. и введен в действие ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования"
8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).
8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.
9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума
9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.
9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющими на это право.
9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.
9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.
9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. приложение 2.
9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.
9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные нормы СН 2.5.2.047-96 "Уровни шума на морских судах" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 21 февраля 1996 г. N 3)
Текст нормативов приводится по официальному изданию Госкомсанэпиднадзора России, 1996 г.
Дата введения - с момента утверждения
Постановлением Правительства России от 8 октября 2020 г. N 1631 постановление, утвердившее настоящие Санитарные нормы, отменено с 1 января 2021 г.
Взамен настоящих СН приняты СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 16 октября 2020 г. N 30 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ)