г. Москва |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А40-28114/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова А.М.
при участии:
от истца Дистель Е.Ю., дов. от 03.03.2015 N 15
от ответчиков
от Правительства Москвы Николаева А.А., дов. от 22.01.2015 N 4-47-48/5
от третьего лица Николаева А.А., дов. от 29.12.2014 N 33-Д-844/14
рассмотрев 18 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - ответчика и третьего лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 31 июля 2014 года,
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 29 октября 2014 года,
принятое судьями Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю., Савенковым О.В.
по делу N А40-28114/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инвест-ЮГ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третье лицо Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-ЮГ" (далее - ООО "Инвест-ЮГ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу г. Москва, поселение Сосенское, вблизи д. Летово, уч. N 19/2, равной его рыночной стоимости в размере 1 783 281 196 руб., об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка в размере 1 783 281 196 руб.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент).
Решением названного арбитражного суда от 31.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 1 783 281 196 руб. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с судебными актами в части установления кадастровой стоимости, Правительство и департамент подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные. При этом утверждали, что судебные акты приняты в отношении ненадлежащего ответчика, представленный в материалы дела отчет об оценке является недопустимым доказательством, а также сослались на нарушение судами норм процессуального права.
В отзыве на жалобу общество указало на несостоятельность доводов Правительства Москвы и департамента.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и департамента поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить и выразил согласие с данной судами двух инстанций оценкой обстоятельств по делу. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 17.02.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как установили суды двух инстанций, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0150309:109 площадью 521 500 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, поселение Сосенское, вблизи деревни Летово, уч. N 19/2.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013 и составляет 2 522 448 565 руб.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, представив отчет об оценке N 0120/13 и положительное заключение на него.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Удовлетворяя иск в части установления кадастровой стоимости, суды двух инстанций оценили представленный в материалы дела отчет об оценке N 0120/13 и положительное экспертное заключение на него, согласно которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 1 783 281 196 руб.
Учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, суды признали отчет надлежащим доказательством, подтверждающим обоснованность заявленного искового требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной. Оснований для назначения судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка суды не усмотрели.
Довод жалобы о том, что Правительство Москвы не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению. Правительство Москвы в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и утверждает полученные результаты государственной кадастровой оценки. В этой связи иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка правомерно предъявлен к Правительству Москвы.
Мнение заявителей кассационной жалобы о том, что представленный обществом отчет об оценке не является надлежащим доказательством, неосновательно. Как установлено судами, отчет об оценке N 0120/13 соответствует требованиям законодательства и подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Утверждение о несоответствии экспертного заключения положениям федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Как указал суд первой инстанции, ответчики не представляли мотивированных возражений против заявленной рыночной стоимости и не заявляли ходатайства о назначении судебной экспертизы. Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке представленных доказательств.
Ссылка судов на отчет N 0067/12 не свидетельствует об установлении кадастровой стоимости на неправильную дату. Указание на данный отчет сделано с целью приведения достаточной мотивации для вывода судов о наличии значительных колебаний относительно экономической характеристики земельного участка. Установление кадастровой стоимости, равной рыночной, произведено на основании отчета об оценке N 0120/13, содержащего сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Доводы жалобы о принятии судебных актов о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле ОАО "Сбербанк России" не принимаются во внимание. Правительство Москвы и департамент не наделены полномочиями по защите прав и законных интересов названного лица.
Указание апелляционного суда на постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, а также доводы относительно правомочий общества по распоряжению арендованным участком, не имеют отношения к рассматриваемому спору и не подлежали отражению в судебном акте. Однако подобное допущение не привело к судебной ошибке, поскольку необходимые для рассмотрения дела обстоятельства установлены в полном объеме. При этом доводы апелляционной жалобы были отклонены апелляционным судом по мотивам необоснованности.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2014 года по делу N А40-28114/14 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.