г. Москва |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А41-33039/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
рассмотрев 07 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - ответчика
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 сентября 2014 года,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 18 декабря 2014 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.
по делу N А41-33039/14
по иску Комитета по имуществу и земельным отношениям Талдомского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании права собственности отсутствующим
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федюк Наталья Викторовна
УСТАНОВИЛ:
Комитет по имуществу и земельным отношениям Талдомского муниципального района (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области, управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:091307:0160 общей площадью 1 800 кв. м., местоположение: Московская область, Талдомский район, пос. Вербилки, пр. Луговой, д. 6, категория земель - "земли поселений", разрешенное использование - "под индивидуальное жилищное строительство".
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федюк Наталья Викторовна.
Решением названного арбитражного суда от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, управление подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неполное выяснение судами всех обстоятельств дела.
Отзыв на жалобу не поступил.
До начала судебного разбирательства по жалобе от управления через систему электронной подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание представители сторон по делу не явились, считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 12.03.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, 23.03.2000 на основании постановления Главы администрации поселка Вербилки Талдомского муниципального района Московской области от 23.03.2000 N 22 между администрацией поселка Вербилки Талдомского района Московской области и Федюк Н.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:01:091307:0160 общей площадью 1 800 кв. м., расположенного по адресу Московская область, Талдомский район, пос. Вербилки, пр. Луговой, д. 6.
15.08.2003 указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:01:0060379:27.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2013 N 51/018/2013-208 право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Комитет по имуществу и земельным отношениям Талдомского муниципального района обратился в суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерацией на вышеуказанный земельный участок.
Как следует из статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент внесения записи) право собственности у Российской Федерации на земельный участок могло возникнуть в связи с признанием такового федеральными законами, право собственности на которое возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельного участка по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могли находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
По правилам пункта 10 статьи 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды не усмотрели критериев, позволяющих отнести спорный земельный участок к федеральной собственности.
Суды оценили представленный в материалы дела акт обследования спорного земельного участка 18.12.2013, из которого следует, что земельный участок находится в аренде у Федюк Н.В., участок используется по целевому назначению, на нем расположен принадлежащий Федюк Н.В. на праве собственности жилой дом с хозяйственными строениями. Каких-либо иных объектов недвижимости, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации, на данном земельном участке не расположено.
Со ссылкой на положения Вводного закона суды указали, что спорный земельный участок относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку спорный земельный участок не относится к исключительной собственности Российской Федерации, а внесение сведений о его правообладателе не обусловлено предусмотренными законодательством обстоятельствами, суды обоснованно признали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ссылка в жалобе на установление Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ критериев отнесения земель к тому или иному уровню собственности отклоняется как неосновательная. Суды установили, что спорный земельный участок не соответствует критериям его отнесения к федеральной собственности.
Утверждение о недоказанности нарушения прав истца несостоятельно. Неправомерная регистрация права собственности за Российской Федерацией нарушает права комитета на распоряжение земельным участком, относящимся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2014 года по делу N А41-33039/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.