г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А41-40062/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Крекотнева С.Н., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Крон" - Пацюра А.А. - дов. от 01.01.2014
от заинтересованных лиц - 1) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Горелова И.А. - дов. от 10.03.2015 N 55-Д
от третьих лиц - 1) Правительства Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Межрайонной ИФНС N 16 по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
3) Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился (извещен надлежаще)
4) Министерства имущественных отношений Московской области - не явился (извещен надлежаще)
5) администрация г. п. Щелково - не явился (извещен надлежаще)
6) администрации Щелковского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 02 апреля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 22 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 16 января 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по делу N А41-40062/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крон" (ОГРН 1067761574077)
к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
третьи лица: Правительство Московской области; Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; администрация г. п. Щелково; администрация Щелковского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), со следующими требованиями:
- признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - Комиссия) от 04.06.2014 N РС-6/01-01-6578/14 об отклонении заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 16 519 кв.м с кадастровым номером 50:14:0050909:61, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для размещения складского комплекса по хранению аудио, видеокассет и других магнитоносителей", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Московская обл., г. Щелково, Хотовская ул.;
- обязать Комиссию принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка, в размере его рыночной стоимости, равной 29 825 930 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области, Межрайонная ИФНС N 16 по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация г. п. Щелково и администрация Щелковского муниципального района Московской области.
Суд первой инстанции решением от 22.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2015, признал оспариваемое решение незаконным, обязал Комиссию при Управлении Росреестра устранить допущенные нарушения прав заявителя и принять решение об определении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и Министерство имущественных отношений Московской области, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 22.09.2014 и постановление от 16.01.2015 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податели жалобы указывают следующее: суды, признав незаконным оспариваемое решение Комиссии, неправомерно возложили на Управление Росреестра обязанность устранить нарушение прав Общества путем принятия соответствующего решения; принятый судами отчет оценщика составлен с нарушением норм действующего законодательства об оценочной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме того, Общество сообщило, что обжалуемое решение исполнено, Комиссия приняла решение об установлении кадастровой стоимости спорного участка в размере рыночной; данные о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 16 519 кв.м с кадастровым номером 50:14:0050909:61, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для размещения складского комплекса по хранению аудио, видеокассет и других магнитоносителей", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Московская обл., г. Щелково, Хотовская ул., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.06.2009 серии 50-HГN N 857544.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ), вступившим в силу со дня официального опубликования 29.11.2013 на интернет-портале Правительства Московской области, за исключением отдельных положений, касающихся правовых последствий для налогоплательщиков и вступивших в силу с 01.01.2014, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050909:61 установлена в размере 41 083 248 руб. 57 коп.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 01.01.2014. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 566-РМ, определена по состоянию на 01.01.2013.
Оценщики общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" Анисимовой Л.К. и Билера Т.С. определили рыночную стоимость названного земельного участка по состоянию на 01.01.2013. Согласно отчету оценщиков от 26.03.2014 N 1-639-О/2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050909:61 составляет 29 825 930 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 09.04.2014 N 1120/2014-3, выполненному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет от 26.03.2014 N 1-639-О/2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в Комиссию, созданную в соответствии с приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.10.2012 N П/452, с заявлением от 07.05.2014 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 04.06.2014 N РС-6/01-01-6578/14 заявление Общества от 07.05.2014 отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 26.03.2014 N 1-639-О/2014 требованиям статьи Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" (далее - Закон N 135-ФЗ), требованиям к содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, а именно: необоснованный отказ от доходного подхода.
Считая решение Комиссии незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, действующей на момент обращения Общества с оспариваемым заявлением в Комиссию, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Требования к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчетов установлены ФСО N 3.
Так, в пункте 4 ФСО N 3 указано, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Согласно пункту 6 ФСО N 3 отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как установлено статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, в ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке (пункт 4 ФСО N 5).
ФСО N 5 установлены виды экспертизы отчетов об оценке и дано определение положительного и отрицательного экспертного заключения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды обеих инстанций, оценив представленный заявителем отчет от 26.03.2014 N 1-639-О/2014 о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, пришли к выводу о том, что содержание и оформление названного отчета соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности.
Поскольку по спорному земельному участку расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью составило менее 30%, с учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке. В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность по созданию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются при территориальном органе Росреестра и не являются самостоятельным юридическими лицом, государственным органом, не обладают соответствующей правоспособностью, в том числе процессуальной.
Между тем, при возникновении спора, связанного с их деятельностью, в том числе при оспаривании принятых ими решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13.
При таком положении суды правомерно с целью устранения нарушения законных прав и интересов заявителя обязали Комиссию при Управлении Росреестра принять решение об определении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 сентября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года по делу N А41-40062/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.