г. Москва |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А41-22193/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.04.2015.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" - Абрамова Л.А., доверенность от 12.01.2015, Кучерук Ю.И., доверенность от 24.09.2014,
от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явились,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились,
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явились,
от Правительства Московской области - не явились,
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области - не явились,
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области,
от администрации сельского поселения Никольское Московской области - не явились,
рассмотрел 08.04.2015 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина"
на решение от 25.08.2014
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 15.12.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" (ОГРН 1035008364203; ИНН 5042007053)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460; ИНН 7710342058), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (ОГРН 1115032000588; ИНН 5032233705), администрация Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; ИНН 5032004222), администрация сельского поселения Никольское Московской области (ОГРН 1055006361475; ИНН 5032139533).
СУД УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" (далее - ООО "Жилой комплекс "Жемчужина", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, кадастровая палата), со следующими требованиями с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере его рыночной стоимости - 94 900 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере его рыночной стоимости - 1 000 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере его рыночной стоимости - 2 300 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере его рыночной стоимости - 5 200 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость:
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере 94 900 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере 1 000 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере 2 300 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере 5 200 000 рублей 00 копеек с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Никольское Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на необоснованность вывода суда о неправомерности оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009, поскольку новые результаты кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минэкологии Московской области от 26.11.2013 N 562-РМ, введены в действие с 01.01.2014, в то время как общество просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и третьих лиц.
Представители общества не возражали против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и третьих лиц, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе Картотека арбитражных дел в сети Интернет.
В заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании акта на право пользования землей от 28.02.1992 N 433 ООО "Жилой комплекс "Жемчужина" является землепользователем земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:0090103:53, 50:20:0090206:55, 50:20:0090218:70, 50:20:0090302:67.
Согласно кадастровым выпискам, земельные участки относятся к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", с разрешенным использованием "для оздоровительного комплекса", расположены по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с/п Никольское, в районе деревни Гигирево.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков установлена:
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090103:53 в размере 736 818 390 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090206:55 в размере 4 372 480 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:70 в размере 11 503 380 руб. 00 коп.;
земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090302:67 в размере 13 061 873 руб. 29 коп.
Полагая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Исходя из положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет, подготовленный ООО "Норматив" от 03.04.2014 N 031-03-14 "Об определении рыночной стоимости земельных участков", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков определена на 01.01.2009.
Экспертным заключением, подготовленным НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" на отчет ООО "Норматив" от 03.04.2014 N 031-03-14 подтверждено соответствие указанной в отчете рыночной стоимости спорных земельных участков наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке.
Согласно сформулированной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, заявляя требование о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной, заявитель должен подтвердить рыночную стоимость объекта недвижимости на дату, на которую была определена кадастровая стоимость.
Данная правовая позиция также отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2014 N 307-ЭС14-1193.
Принимая во внимание, что 01.01.2014 вступило в силу новое распоряжение Минэкологии от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе особо охраняемых территорий и объектов Московской области", которым определена новая кадастровая стоимость земельного участка, а распоряжение Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ признано утратившим силу, суды пришли к правильному выводу о том, что требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка на предыдущий период на основании решения суда не подлежат удовлетворению.
Изложенный в кассационной жалобе довод общества о том, что распоряжение Минэкологии от 26.11.2013 N 562-РМ вступило в силу с 01.01.2014, в то время как общество просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2013 по 31.12.2013 не принимается судом, поскольку он основан на неправильном толковании норм права.
Как правильно указано апелляционным судом, требования общества направлены на установление рыночной стоимости земельного участка на дату - 01.01.2009 при том, что кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель, а именно на 01.01.2013.
Довод общества на необоснованное указание судом первой инстанции в своем решении на требование о признании не соответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков не может являться основанием для признания неправомерными выводов суда первой инстанции по существу спора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.08.2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А41-22193/14 оставить без изменения. Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Жемчужина" оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
...
Согласно сформулированной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2015 г. N Ф05-2766/15 по делу N А41-22193/2014