г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-27877/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" -Холявко М.А. - дов. от 09.01.2013 N 2
от заинтересованного лица - Федеральной службы по тарифам - Песковская О.Г. - дов. от 14.01.2013 N 1/13
рассмотрев 26 марта 2015 года - 02 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт"
на решение от 01 августа 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 02 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-27877/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт"
к Федеральной службе по тарифам
об оспаривании бездействия и приказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) по невключению в Сводный прогнозный баланс на 2014 год объема покупки электроэнергии (мощности) Общества по прочим потребителям с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам) и об обязании ФСТ России в течении 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу включить в сводный прогнозный баланс на 2014 год объем покупки электроэнергии (мощности) Общества по прочим потребителям по регулируемым ценам (тарифам) ОРЭМ в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Общество просило признать приказ ФСТ России от 28.11.2013 N 220-Э/1 "О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭС России от 28.06.2013 N 123-Э/1 в части объемов поставки электроэнергии (мощности) для Общества по прочим потребителям, отнесенных и закрепленных ФСТ России по нерегулируемым (свободным) ценам, недействующим с 01.01.2014; обязать ФСТ России в течении 5 дней с даты вступления решения в законную силу направить в ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" измененные данные с 01.01.2014 г. по объемам (покупки электроэнергии (мощности) по прочим потребителям Общества по регулируемым договорам (регулируемым ценам), которые относятся как к предыдущим периодам предшествующим принятому решению (т.е. с 01.01.2014) так и к последующим на весь 2014 год.
Решением от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2014, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу ФСТ России просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является энергосбытовой организацией, обладающей с декабря 2010 года статусом субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности).
Общество внесено в реестр субъектов оптового рынка.
Оспаривая приказ ФСТ России от 28.11.2013 N 220-Э/1 и требуя внести изменения в свободный прогнозный баланс на 2014 год, Общество ссылается на следующее.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона "Об электроэнергетике" в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля: государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
В силу статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Государственному регулированию на оптовом рынке подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электроэнергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электроэнергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электороэнергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электроэнергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона "Об электронергетике").
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (т.е. ФСТ России):
- устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориям потребителей, а также определенными к нему категориями потребителей, а также определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности) функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков;
- формирует Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей.
Из этого следует, что при утверждении Свободного прогнозного баланса ФСТ России необходимо учитывать объемы электрической энергии и мощности, поставляемых энергоснабжающими организациями, не являющимися поставщиками по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно пункту 61 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" федеральная служба по тарифам в текущем расчетном периоде регулирования принимает решение об изменении балансовых решений в случае получения сведений о несоответствии показателей, использованных при утверждении указанных решений, требованиям, предусмотренным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности на дату принятия соответствующих балансовых решений, в течение 20 дней с даты получения такого уведомления (сведений). Такое решение вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было принято, но не ранее исключения организации из указанного реестра и (или) прекращения в отношении нее поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Как следует из материалов дела, ФСТ России утверждает, что на 2014 год были учтены объемы покупки электрической энергии (мощности) Общества, приобретаемые как для населения, так и для прочих потребителей по регулируемым ценам в размере 122,49 млн.кВт.ч (абзац 3 пункта 2 письма от 19.11.2014), из которых 52,05 млн.кВт.ч прогнозный объем для населения период с января по декабрь 2014 года и 70,44 млн.кВт.ч прогнозный объем для прочих потребителей (период с апреля по декабрь 2014 года).
Однако на основании Сводного прогнозного баланса на 2014 год общий объем покупки электроэнергии (мощности, включая население и приравненные к ним категорий потребителей, для Общества) с января по декабрь составляет 151,48 млн.кВт.ч.
Разница в размере 28,99 млн.кВт.ч., как полагает Общество, это прогнозный объем электроэнергии для прочих потребителей с января по март 2014 года, который оно должно приобретать по регулируемым тарифам вместо оплаченных по нерегулируемым ценам на оптовом рынке, и именно этот объем не учтен в Сводном прогнозном балансе на 2014 год Приказом ФСТ России от 31.03.2014 N 518-Э.
В нарушение требований статей 170 и 270 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки данным обстоятельствам. Суд первой инстанции не указал мотивов (со ссылкой на нормы права), по которым отклонил доводы и доказательства Общества.
Судам следует руководствоваться положениями Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, Правил оптового рынка электроэнергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 применительно к фактическим обстоятельствам дела и статусу Общества, и исходить из принципов организации отношений в сфере электроэнергетики и позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 N ВАС-7986/11, согласно которой сбытовые организации особых зон, к которым относится Общество, вправе заключать регулируемые договоры с производителями электрической энергии и мощности в том же порядке, какой установлен действующими нормативными актами для гарантирующих поставщиков.
Поскольку к Обществу применимы положения абзаца 3 пункта 62 Правил оптового рынка, объем электрической энергии в Сводном прогнозном балансе 2014 года необходимо было сформировать для Общества с учетом потребления для поставщиков по регулируемым ценам.
Ссылка судов на отсутствие оснований для изменения сводного прогнозного баланса, предусмотренных пунктом 61 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, приведена без учета выводов, изложенных в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС -7986/11.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушением либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку всем доводам сторон и представленным сторонами доказательствам, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2014 года по делу N А40-27877/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.