г. Москва |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А40-71261/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Завирюха Л.В., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Беляшева Т.А., доверенность от 05.03.2015,
от Министерства финансов Российской Федерации Лобова Е.Н., доверенность от 27.03.2015,
от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явился, уведомлен,
рассмотрев 06 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 19 сентября 2014 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Козловским В.Э.,
на постановление от 02 декабря 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании задолженности,
третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ) о взыскании 10952181,60ркб. убытков за счет казны Российской Федерации, причиненных перевозкой льготных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014, требования были удовлетворены..
Минфин РФ обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель истца возражал против её удовлетворения.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, уведомленное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направило. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Как установили суды, в период с января 2012 по декабрь 2013 года общество предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной воины, а также лиц. приравненных к ним" от 12.03.1993 года.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за период с января 2012 по декабрь 2013 года составила 10 952 181,60 рублей, в том числе: 7 833 658,80 рублей по группе "Инвалиды ВОВ, их сопровождающие и лица, приравненные к инвалидам ВОВ"; 3 118 522,80 рублей по группе "участники ВОВ и лица, приравненные к участникам ВОВ".
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 10 952 181 руб. 60 коп. Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов. "Экспресс" (Далее АСУ Экспресс), купонами кассира.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд за защитой своих прав.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним (далее - Соглашение), которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время с учетом Протокола от 22.11.2007 о внесении изменений в Соглашение.
В соответствии со статьёй 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В силу пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса РФ в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за период с января 2012 по декабрь 2013 года составила 10 952 181 руб. 60 коп.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки.
Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Минфином России не представлено, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны убытков в требуемой сумме.
При принятии судебных актов суды руководствовались положениями статей 15,1,6, 790,1069,1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Доводы, изложенные в жалобе, об отсутствии оснований для компенсации льготного проезда, а также об отсутствии оснований для гражданско-правовой ответственности Российской Федерации с учетом норм международного договора и установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2014 года по делу N А40-71261/14 оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.