г. Москва |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А40-150496/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Плюшкова Д.И., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Давыдова Ю.П. - доверенность от 15.04.2014,
от ответчика - Соснина М.В. - доверенность N 01-10-08/75 от 15.12.2014,
от третьих лиц - извещены, представители не явились,
рассмотрев 09 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 02 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Агеевой Л.Н.,
на постановление от 05 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия Горэлектротранспорта "Управление Калужского троллейбуса" г. Калуги (ОГРН 1024001339097, г. Калуга) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва)
третьи лица: Министерство финансов Калужской области,
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Горэлектротранспорта "Управление Калужского троллейбуса" города Калуги (далее - Предприятие или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России или ответчик) о взыскании убытков в размере 39 203 795 руб. 10 коп., возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан в 2013 году льгот по проезду автобусным и троллейбусным транспортом.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Калужской области и Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2015 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На принятые судебные акты Минфином России подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене, как незаконных и необоснованных, и отказе в иске. Заявитель считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права и без учета сложившейся практики по данной категории споров. Ссылаясь на положения подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции по состоянию на 28.12.2010), заявитель указывает, что обязанность по обеспечению льготного проезда и предоставлению компенсаций относится к обязанности субъекта Российской Федерации, во исполнение этой обязанности субъектом (Калужской областью) истцу предоставлялись субсидии из средств областного бюджета в целях возмещения его расходов, однако эти средства не были учтены им при предъявлении иска.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, истец является автотранспортным предприятием, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа троллейбусным и автобусным транспортом на территории города Калуги.
Судом также установлено, что 01.11.2012 между истцом - МУП Горэлектротранспорта "Управление Калужского троллейбуса" г. Калуги (исполнитель) и Управлением городского хозяйства города Калуги (организатор) был заключен договор N 217-ОТР-12 на транспортное обслуживание населения по муниципальным городским и муниципальным пригородным маршрутам регулярного сообщения муниципального образования "Город Калуга", согласно которому истец организовывал и обеспечивал осуществление перевозок пассажиров по муниципальным городским и муниципальным пригородным маршрутам регулярного сообщения муниципального образования "Город Калуга" с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан согласно постановлению Городской Управы города Калуги от 31.12.2010 N 389-П "О предоставлении права бесплатного проезда в городском транспорте общего пользования", а также предоставление права проезда по единым социальным проездным билетам согласно постановлению Правительства Калужской области от 24.05.2005 N 75 "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских и пригородных маршрутах, связанных с исполнением государственного заказа" городским автомобильным транспортом.
29.12.2012 между истцом и Управлением городского хозяйства города Калуги (управление городского хозяйства) заключен договор N 218-ОТР-12 на осуществление регулярных пассажирских перевозок, согласно которому истец осуществлял городские пассажирские перевозки с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан согласно постановлению Городской Управы города Калуги от 31.12.2010 N 389-П "О предоставлении права бесплатного проезда в городском транспорте общего пользования", а также с предоставлением права проезда по единым социальным проездным билетам согласно постановлению Правительства Калужской области от 24.05.2005 N 75 "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских и пригородных маршрутах, связанных с выполнением государственного заказа" городским электрическим транспортом.
Предъявляя иск, истец ссылается на то, что осуществляя в 2013 году перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ, понес расходы в размере 47 673 436 руб. 23 коп.
Расчет убытков определен истцом расчетным путем и основан на данных о количестве совершенных рейсов, наполняемости каждого рейса, количестве федеральных льготников относительно общего количества пассажиров, пользующихся услугами истца, общего количества льготных поездок, осуществленных истцом, тарифа на разовую поездку.
Суды, удовлетворяя требования, сослались на положения статей 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав представленный истцом расчет правомерным.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Калужской области от 24 марта 2005 года N 75 "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских и пригородных маршрутах, связанных выполнением государственного заказа" предусмотрена организация перевозки по единым социальным проездным билетам (далее ЕСПБ) отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Калужской области, электрифицированным и автомобильным транспортом, проходящим на территории Калужской области.
Постановлением Правительства Калужской области от 11 октября 2011 года N 399 "О внесении изменения в Постановление Правительства Калужской области от 24 марта 2005 года "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских и пригородных маршрутах, связанных выполнением государственного заказа" с 01 января 2011 года установлена стоимость единых социальных проездных билетов не более 200 руб.
Постановлением Правительства Калужской области от 25 мая 2009 N 208 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий за за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Калужской области".
Согласно данному Положению (в редакции Постановлений Правительства Калужской области от23.06.2009 N 247, от 24.02.2010 N 57, от 21.06.2010 N 237, от 17.02.2011 N 75, от 26.03.2012 N 143, от 28.02.2013 N 109) оно определяет порядок, цели и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Калужской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым отнесено к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Целью предоставления субсидий является возмещение затрат, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам, в соответствии с постановлением Правительства Калужской области "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских и пригородных маршрутах, связанных выполнением государственного заказа".
В соответствии с названным Положением субсидии предоставляются транспортным организациям, осуществляющим перевозку льготных категорий граждан, на основании договоров.
Из материалов дела следует, что на основании вышеуказанного Положения между истцом и Министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области были заключены договоры N 366/12-СП от 03.04.2012, N 762/13-СП, N 763/13-СП от 28.02.2013 о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Калужской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Калужской области, за счет средств областного бюджета.
На основании данных договоров в целях возмещения затрат, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан, истцу предоставлены из областного бюджета субсидии в размере 40 147 090 руб. Указанные денежные средства предоставлены истцу на основании сводных реестров, составленных истцом в соответствии с условиями договоров, и представленных им ежемесячных отчетах о фактических расходах, доходах от перевозки платных пассажиров и выпадающих доходах от перевозки льготников.
Между тем, указанные денежные средства не были отражены истцом в расчете при предъявлении настоящего иска.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что поскольку Калужской областью были приняты нормативные акты, предусматривающие возмещение затрат предприятиям общественного транспорта, осуществляющим перевозку льготных категорий граждан, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг, порядок их возмещения, представленный истцом расчет не может быть признан обоснованным.
Поскольку материалами дела подтверждается возмещение истцу понесенных им затрат при перевозке в 2013 году льготных категорий граждан из средств областного бюджета, при отсутствии доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, а принятые по делу судебные акты - подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02 декабря 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 05 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-150496/14 - отменить, в иске отказать.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Д.И.Плюшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.