г. Москва |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А40-54743/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Русбизнес" - Смирнов С.В. - дов. от 07.08.2014
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - не явился (извещен надлежаще)
2) Департамента городского имущества города Москвы - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 07 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русбизнес"
на решение от 09 июня 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 25 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю., Савенковым О.В.,
по делу N А40-54743/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "Русбизнес" (ОГРН 1075040001981)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русбизнес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Москве со следующими требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 65 592 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003004:137, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация существующего здания под административно-складские цели; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", расположенного по адресу: Москва, Волгоградский пр., вл. 42, корп. 23, в размере его рыночной стоимости, равной 379 487 600 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2013;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 09.06.2014 и постановление от 25.12.2014 и удовлетворить иск.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 27.04.2006 N М-04-030555 и дополнительных соглашений к нему, Общество арендует у города Москвы земельный участок площадью 65 592 кв.м с кадастровым номером 77:04:0003004:137, относящийся к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования "эксплуатация существующего здания под административно-складские цели; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", расположенный по адресу: Москва, Волгоградский пр., вл. 42, корп. 23.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003004:137 установлена в размере 845 680 279 руб. 68 коп.
В соответствии с отчетом от 12.02.2014 N 701202-Н об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "НормаВэст", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 379 487 600 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 14.03.2014 N ПП114-138, выполненному некоммерческим партнерством "Содружество независимых оценщиков", отчет от 12.02.2014 N 701202-Н соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в размере рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, посчитали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не может быть установлена на основании отчета от 12.02.2014 N 701202-Н, выполненного ООО "НормаВэст", по заказу истца, поскольку указанный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка, и отказали в иске. Кроме того, в качестве основания для отказа в удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанций указали, что истец, являющийся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в связи с тем, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны на основании неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Судами при разрешении настоящего спора не учтены толкования норм права, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в ГКН органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, Общество представило отчет от 12.02.2014 N 701202-Н о рыночной стоимости названного земельного участка, свидетельствующий о том, что его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, а также положительное заключение от 14.03.2014 N ПП114-138, согласно которому отчет от 12.02.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При рассмотрении дела ни ответчик, ни другие лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
При рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции по ходатайству истца была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 - дату утверждения результатов кадастровой оценки земель.
Согласно заключению эксперта от 05.11.2014 N 31 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 394 914 000 руб.
Проанализировав отчет судебной экспертизы, а также отчет, представленный истцом, суды пришли к выводу, что они составлены с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, на основании чего сделали вывод о том, что определенную отчетами рыночную стоимость земельного участка нельзя признать достоверной.
Не приняв ни один из отчетов в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка, суды не установили иную рыночную стоимость, тем самым не разрешив спор по существу.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; устранить отмеченные недостатки; предложить истцу уточнить исковые требования; исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; дать им надлежащую оценку; решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июня 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года по делу N А40-54743/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.