город Москва |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А40-75912/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСЖ "Минская, 20": Шеховцевой И.В. (дов. от 05.05.2014 г.), Майорова М.С. (дов. от 05.05.2014 г.), Черного Р.Б. (дов. N 2 от 11.08.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Устабасиди Д.В. (дов. N 33-Д-941/14 от 30.12.2014 г.);
рассмотрев 07 апреля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2014 г.,
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 г.,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-75912/2014
по заявлению ТСЖ "Минская, 20" (ОГРН 1027700441559, 121433, г. Москва, ул. Минская, д. 20, корп. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании недействительным отказа
УСТАНОВИЛ: 21 февраля 2014 г. товарищество собственников жилья "Минская, 20" (далее - ТСЖ "Минская, 20", заявитель) в лице Фаустова Геннадия Михайловича, являющегося собственником жилого помещения, расположенного в доме N 20, корпус 1 по Минская, обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик) с заявлением N 33-5-6273/14 о предоставлении государственной услуги по выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в городе Москве, расположенного по адресу: ул. Минская, вл. 20, приложив документ, удостоверяющий личность гражданина, доверенность от 03 февраля 2014 г., выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт здания, строения, сооружения, помещения, копию свидетельства о собственности на жилище, копию договора передачи, заявление, протокол общего собрания членов ТСЖ, копию инвентаризационного плана, копию плана з/у 1:500, что следует из выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна".
Письмом от 28 февраля 2014 г. за N 33-5-6276/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал в приеме документов по заявлению от 21 февраля 2014 г. N 33-5-6273/14.
В обоснование данного отказа со ссылкой на пункт 2.5 Административного регламента, утвержденного пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП, указано, что ТСЖ "Минская, 20" не является собственником помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Минская, д. 20.
Также сообщено, что проект межевания территории квартала, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден в установленном порядке, в связи с чем в целях формирования земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом по адресу: ул. Минская, д. 20, после утверждения проекта межевания квартала собственнику помещения данного жилого дома необходимо обратиться в службу "одного окна" Департамента по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории" в рамках постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП.
Считая свои права нарушенными, ТСЖ "Минская, 20" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным отказа в неприеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 121433, город Москва, ул. Минская, дом 20, корпус 1 и обязании Департамент городского имущества города Москвы в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу судебного решения выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 121433, город Москва, ул. Минская, дом 20, корпус 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 г., заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ Департамента городского имущества города Москвы в неприеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 121433, г. Москва, ул. Минская, д. 20, корп. 1. Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, путем принятия и рассмотрения по существу заявления ТСЖ "Минская, 20" о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: 121433, г. Москва, ул. Минская, д. 20, корп. 1 в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку ТСЖ "Минская, 20" при обращении за государственной услугой не были представлены доказательства наличия права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке. Также указано на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду, поскольку требования заявлены в интересах физических лиц - собственников жилья.
Отзыв на кассационную от ТСЖ "Минская, 20" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ТСЖ "Минская, 20" возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент) установлено, что в качестве заявителей могут выступать: физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений; юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; граждане, которым земельные участки предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и жилищного строительства; юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
Указанным регламентом также определено, что интересы заявителей, указанных в пункте 2.5 Административного регламента, могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что с заявлением о предоставлении государственной услуги в Департамент городского имущества города Москвы обратилось уполномоченное лицо, в связи с чем заявление ТСЖ "Минская, 20" должно было быть рассмотрено по существу.
Принимая во внимание, что при обращении в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением были представлены все необходимые документы в подтверждение полномочий обратившегося лица, как от имени ТСЖ, так и от имени собственника жилого помещения, что следует из выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна", суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии у Департамента городского имущества города Москвы оснований для отказа в приеме документов по заявлению от 21 февраля 2014 г. N 33-5-6273/14.
Поскольку заявление о предоставлении государственной услуги не было рассмотрено по существу, а в заявлении ТСЖ не указан размер земельного участка, в отношении которого подлежала выдаче схема, суд посчитал необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права обязать ответчика принять и рассмотреть по существу заявление ТСЖ в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводом судом о том, что такой способ устранения нарушенного права способен обеспечить его восстановление.
Относительно указания в оспариваемом отказе на отсутствие проекта межевания территории квартала, суд кассационной инстанции отмечает, что такое основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не предусмотрено пунктом 2.8 Административного регламента.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает, что суды неверно истолковали положения пунктов 2.5 и 2.6 Административного регламента, а также применили статью, не подлежащую применению, а именно статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении кассационной жалобы приведенный довод не нашел своего подтверждения.
Довод кассационной жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду также не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку оспариваемый отказ адресован ТСЖ "Минская, 20".
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2014 г. по делу N А40-75912/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.