г. Москва |
|
15 апреля 2015 г. |
Дело N А41-38787/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н. С.,
судей Борзыкина М. В., Шишовой О. А.,
при участии в заседании:
от истца - закрытого акционерного общества "Авангард-Центр": Медянцева О.П., дов. от 29.12.2014, Мамонт О.В., дов. от 01.12.2014, Попова А.Б., дов. от 29.12.2014,
от ответчиков - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Малкова З.Ю., дов. от 14.01.2015,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района : Малкова З.Ю., дов. от 14.01.2015,
рассмотрев 8 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на решение от 8 октября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 25 декабря 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А.,
по иску закрытого акционерного общества "Авангард-Центр"
к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Авангард-Центр" (далее - ЗАО "Авангард-Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрации), Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитета) об обязании внести изменения в Приложение N 2 (Порядок расчета арендной платы) к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 21057-Z от 31.08.2004 (земельный участок общей площадью 77 000 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0040603:0001, категория земель "земли населенных пунктов" для жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский с/о, в районе с. Успенское), а именно: изложить Приложение N 2 к договору аренды N 21057-Z от 31.08.2004 в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет два процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. При этом размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении земельного участка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.10.2014 по делу N А41-38787/14 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Комитета, который просит об отмене решения и постановления, принятии по делу нового судебного акта об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы Комитет указывает, что Закон Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" вступил в законную силу 19.03.2008, при этом договор аренды земельного участка N 21057-заключен между сторонами 31.08.2004.
Заявитель полагает, что п. 2.1 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ на обязательства, возникшие до его вступления в законную силу, не распространяется.
В судебном заседании кассационной инстанции ЗАО "Авангард-Центр" заявлено ходатайство о приобщении отзыва на кассационную жалобу.
Представитель Комитета и администрации возражал против приобщения отзыва ссылаясь на неполучение его копии.
Обсудив заявленное ходатайство, учитывая возражения представителя другой стороны, судебная коллегия определила в приобщении отзыва на кассационную жалобу отказать, поскольку он направлен другой стороне с нарушением срока, обеспечивающего возможность ознакомления с отзывом до рассмотрения жалобы в суде.
Судебной коллегией в судебном заседании 1 апреля 2015 года объявлен перерыв до 8 апреля 2015 года 14 часов 15 минут.
Судебное заседание продолжено 8 апреля 2015 года после окончания перерыва.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Комитета и Администрации поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, представители ЗАО "Авангард-Центр" возражали против доводов заявителя, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 31.08.2004 между ЗАО "Авангард-Центр" (арендатором) и Министерством имущественных отношений по Московской области 9арендодателм) заключен договор аренды N 21057-Z земельного участка, общей площадью 77 000 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для жилищного строительства, с кадастровым номером 50:20:0040б03:0001, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с. Успенское, сроком на 49 лет, для ведения предпринимательской деятельности.
Данный договор аренды заключен сторонами во исполнение Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20.03.2004 N 543.
Дополнительным соглашением от 06.07.2006 N 1 стороны внесли изменения в договор аренды, касающиеся порядка определения размера арендной платы.
Так, размер арендной платы за земельный участок определялся в соответствии со ст. 9 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" по следующей формуле: Ап = Аб к Кд к Пкд к Км к S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Арендная плата за 2005 и 2006 годы составляла 2 037 420 руб. в год.
По дополнительному соглашению от 07.07.2009 N 2 права арендодателя по договору 31.08.2004 N 21057-Z переданы Министерством имущественных отношений по Московской области Муниципальному образованию "Одинцовский муниципальный район Московской области".
В связи с изменением законодательства, касающегося порядка определения размера арендной платы, ЗАО "Авангард-Центр" обратилось к администрации с заявлением о внесении изменений в договор аренды (исх. от 08.06.2011 N 12).
В ответе письмом от 29.06.2011 N 7.1.19/2402 на указанное обращение Комитет сообщил, что поскольку договор аренды еще не был передан Министерством имущественных отношений по Московской области, рассмотреть данный вопрос не представляется возможным.
В исковом заявлении ЗАО "Авангард-Центр" указывало, что в его адрес в апреле 2014 года от Комитета поступали уведомления об изменении размера арендной платы по договору аренды, в соответствии с которыми арендная плата рассчитывалась по формуле Ап = Аб ? Кд ? Пкд ? Км ? S, соответственно сумма арендной платы с 01.01.2013 составила 22 411 620 руб. в год; с 01.01.2014 - 24 643 080 руб. в год.
ЗАО "Авангард-Центр" направило в адрес ответчика заявление о внесении изменений в договор аренды (исх. N 04 от 29.04.2014) с приложением проекта дополнительного соглашения к договору, предложило изложить Приложение N 2 к договору в следующей редакции: "Размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и составляет два процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Указанное заявление было оставлено Комитетом без удовлетворения, при этом ответчик указал, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было переоформлено ЗАО "Авангард-Центр" на право аренды до принятия Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Как установили суды, земельный участок находился у истца на праве постоянного (бессрочного) пользования, и в последствии был переоформлен на право аренды земельного участка.
В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона N от 25.10.2001 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-03 часть первая статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" дополнена пунктом 2.1, согласно которому в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Законом Московской области от 28.12.2009 N 181/2009-ОЗ пункт 2.1 части первой статьи 14 дополнен следующим абзацом: "в случаях, указанных в настоящем пункте, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков".
Таким образом, соответствующая редакция п. 2.1 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ вступила в законную силу с 31.12.2009.
В ч. 8 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 предусмотрено, что исчисление арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент-дефлятор Кд, коэффициенты Пкд, Км, базовый размер арендной платы) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Разрешая возникший спор по существу, суды исходили из того, что поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому, независимо от предусмотренного договором порядка изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды указали, что в соответствии с п. 3.5 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения N 1) размер арендной платы изменяется и подлежит уплате арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (введения) базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы полномочным органом государственной власти Российской Федерации, Московской области и органом местного самоуправления, в иных случаях, предусмотренных законом, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор аренды. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор. ответчик в добровольном порядке отказался подписать дополнительное соглашение к договору аренды, направленное истцом.
Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Поскольку ответчики не представили доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность отказа ЗАО "Авангард-Центр" в подписании дополнительного соглашения к договору аренды, устанавливающего порядок расчета арендной платы в соответствии с п. 2.1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", при наличии у арендатора права на применение соответствующей ставки арендной платы, суды признали заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия отклоняет их как несостоятельные, поскольку приведенные заявителем доводы не влияют на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, основаны на ином толковании норм материальной права.
Довод заявителя о невозможности применения п. 2.1 ст. 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит разъяснениям, изложенным в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", ч. 8 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N23/96-03, которой предусмотрено исчисление арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Кроме того, в п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований ст. 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Суды установили, что спорный земельный участок до оформления права аренды принадлежал истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, поскольку ЗАО "Авангард-Центр" относится к лицам, которые переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, плата за пользование спорным участком должна исчисляться по п. 2.1 ст. 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции Законом Московской области от 28.12.2009 N181/2009-ОЗ) с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 8 октября 2014 года по делу N А41-38787/14, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.