город Москва |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А40-133559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Русский рыбный мир": Ивлевой И.В. (дов. от 19.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) УФМС России по г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 14 апреля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Русский рыбный мир"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2014 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-133559/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский рыбный мир" (ОГРН 1035011451694; 142138, г. Москва, пос. Щаповское, п. Курилово)
к Управлению Федеральной миграционной службы по городу Москве (ОГРН 1057749433411; 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16, стр. 4)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 9/22-3510 от 26 декабря 2013 г.,
УСТАНОВИЛ: 02 октября 2013 г. прокуратурой Троицкого административного округа города Москвы с привлечением сотрудников отделения иммиграционного контроля Отдела Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве в Троицком административном округе проведена проверка (распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки мест пребывания (проживания), мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, транспортного средства N 376 от 02 октября 2013 г.) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Русский рыбный мир" (далее - ООО "Русский рыбный мир", общество, заявитель), расположенном по адресу: г. Москва, поселение Щаповское, п. Курилово, с целью выявления и пресечения правонарушений в сфере миграционного законодательства.
В ходе проведения проверки был выявлена гражданка Республики Молдовы - Волощук Ирина (далее - Волощук И.), 22 мая 1991 года рождения, прибывшая в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, которая осуществляла трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по указанному выше адресу при отсутствии у нее разрешения на работу в Российской Федерации.
По результатам проверки составлен протокол осмотра территории от 02 октября 2013 г., фототаблица от 02 октября 2013 г., получены объяснения Волощук И. (гражданки Республики Молдова), из которых следует, что она прибыла на территорию Российской Федерации 12 июня 2013 г. с целью трудоустройства. По прибытию в г. Москву на миграционный учет не вставала. С 19 июня 2013 г. работает подсобным рабочим в ООО "Русский рыбный мир" - территория бывшего Куриловского РМЗ по производству рыбных консервов, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Щаповское, п. Курилово; проживает по месту работы на первом этаже в комнате N 4. На работу ее привел генеральный директор общества Исаев Евгений Николаевич, трудовой договор с ней заключили в устной форме, обговорив условия работы, график и ее заработную плату. Разрешение на работу в г. Москве не имеет, и ей не оформлялось.
На основании полученных данных 31 октября 2013 г. прокуратурой Троицкого административного округа города Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором зафиксировано выявленное нарушение и материалы административного дела направлены для рассмотрения по подведомственности в Отдел Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве в Троицком административном округе.
Постановлением Отдела Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве в Троицком административном округе по делу об административном правонарушении N 9/22-3510 от 26 декабря 2013 г. ООО "Русский рыбный мир" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 450 000 руб.
Решением Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее - УФМС России по г. Москве, административный орган, ответчик) от 01 апреля 2014 г. постановление по делу об административном правонарушении N 9/22-3510 от 26 декабря 2013 г., вынесенное в отношении ООО "Русский рыбный мир", оставлено без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, ООО "Русский рыбный мир" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее - УФМС России по г. Москве, административный орган, ответчик) о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 г., постановление УФМС России по г. Москве по делу об административном правонарушении N 9/22-3510 от 26 декабря 2013 г. о привлечении ООО "Русский рыбный мир" к административной ответственности по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ признано незаконным в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 450 000 руб., изменив его на административный штраф в размере 400 000 руб. В удовлетворении заявления ООО "Русский рыбный мир" об отмене решения УФМС России по г. Москве от 01 апреля 2014 г. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Русский рыбный мир" просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление по делу об административном правонарушении N 9/22-3510 от 26 декабря 2013 г. изменить в части наложения административного штрафа в размере 450 000 руб., снизив его до 200 000 руб.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Русский рыбный мир" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель УФМС России по г. Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к изменению обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации) иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 13 вышеназванного закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 того же закона.
Пунктом 9 статьи 13.1 Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действия, связанные с привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что факт привлечения обществом к трудовой деятельности в Российской Федерации Волощук И., являющейся гражданкой Республики Молдова, в качестве подсобного рабочего при отсутствии у нее разрешения на работу подтвержден материалами административного дела. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности органом миграционного контроля соблюден. Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
При этом суд пришел к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его до 400 000 руб.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 г., полагая, что имеются основания для снижения штрафа ниже низшего предела до 200 000 руб.
Между тем, такие основания при рассмотрении дела судами не установлены.
Кассационная инстанция не вправе давать иную оценку собранным по делу доказательствам.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2014 г. по делу N А40-133559/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Русский рыбный мир" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.