г. Москва |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А41-50594/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дудкиной О.В., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Совхоз имени Кирова" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по МО - Нифатова И.В. доверенность от 10 марта 2015 года N 48-Д,
рассмотрев 21 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (Управление Росреестра по МО)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 ноября 2014 года,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 03 февраля 2015 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по заявлению ОАО "Совхоз имени Кирова"
о признании незаконным отказа Управления Росреестра по МО, обязании
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" МО,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Совхоз имени Кирова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, управление) о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040410:10, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 74 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Лотошинский район, д. Бренево (далее - спорный земельный участок), выраженный в письме от 13 мая 2014 года исх. N 02/006/2014-110; обязании управление зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования общества на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, обществом не было представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное на основании постановления Главы администрации Лотошинского района МО от 15 января 1993 года N 16, а также тот факт, что в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено предоставление юридическим лицам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании представитель управления доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
ОАО "Совхоз имени Кирова" в материалы дела представлен отзыв, в котором общество возражает по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ОАО "Совхоз имени Кирова", Управление Росреестра по МО, Министерство имущественных отношений Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" МО, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ОАО "Совхоз имени Кирова" с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, Управление Росреестра по МО отказало обществу в государственной регистрации со ссылкой на абзац 2 пункта 2 статьи 19 и абзацы 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), отметив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации общество не является лицом, у которого может возникнуть право постоянного (бессрочного) пользования землей, кроме того, не представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное на основании постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области от 15 января 1993 года N 16.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона о регистрации, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При проверке представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации.
На основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с частью 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки
Как установлено судами, постановлением Главы администрации Лотошинского района от 15 января 1993 года N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" (далее - постановление главы N 16) за ГУП "Совхоз имени Кирова" на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок, которому при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый номер 50:02:0000000:18.
После реорганизации ГУП "Совхоз имени Кирова" в общество на основании постановления правительства Московской области от 17 августа 2005 года N 562/31 право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок в соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства перешло к ОАО "Совхоз имени Кирова". Факт принадлежности обществу земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании указанного постановления Главы уже являлся предметом рассмотрения по делу N А41-35016/13. Решением по указанному делу установлено, что общество как правопреемник ГУП МО "Совхоз имени Кирова" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:02:0000000:18.
Спорный земельный участок сформирован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается справкой кадастровой палаты от 21 января 2014 года N 50:02-08/2014-49, предоставленной при обращении за государственной регистрацией права.
Собственником спорного земельного участка является Московская область. Основанием возникновения права собственности Московской области на данный земельный участок является пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с тем, что земельный участок был предоставлен правопредшественнику общества, находившемуся в государственной собственности субъекта Российской Федерации (Московской области), а правоустанавливающим документом права собственности Московской области является постановление Главы администрации Лотошинского района от 15 января 1993 года N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса".
На государственную регистрацию обществом представлена архивная выписка из постановления главы N 16 о предоставлении земельного участка правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также справка филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО от 21 января 2014 года N 50:02:-08/2014-48, подтверждающая порядок образования спорного земельного участка.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок возникло у общества до вступления в силу Закона о регистрации, то в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.
На основании изложенного, выводы судов о незаконности оспариваемого отказа обоснованы.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 февраля 2015 года по делу N А41-50594/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.