город Москва |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А40-92147/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей: Ворониной Е.Ю., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от истца: Семикин Д.С., доверенность от 18.12.2014
от ответчика: Соснина М.В., доверенность от 15.12.2014
рассмотрев 15 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 13 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Козловским В.Э.,
на постановление от 29 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" г. Волгограда (ОГРН 1023402977223)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс" города Волгограда (далее - транспортное предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счёт казны Российской Федерации 32 095 290 руб. в возмещение убытков, возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2013 году федеральным льготникам права льготного проезда на электрическом транспорте.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015, иск удовлетворен.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минфина России. Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда о размере убытков фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель транспортного предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на законность принятых по делу судебных актов. Мотивированный отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что МУП "Метроэлектротранс" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами) и получение прибыли.
Сославшись на то, что оно в 2013 году по льготным ценам перевозило граждан, включенных в федеральный регистр льготников, на основании СПБ и не получило за счет федерального бюджета полное возмещение расходов, вызванных установлением льгот по провозной плате, обратилось в суд с настоящим иском.
Размер понесенных истцом расходов основан на показателях транспортной работы, подтвержденных документами уполномоченных органов, которые применительно к их достоверности ответчиком не оспорены.
Истец использовал в расчете иска следующие показатели: количество месячных СПБ - количество федеральных льготников, реализовавших свое право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных федеральным льготникам СПБ); размер провозной платы, которую истец должен был получить за перевозку федеральных льготников, представляет собой произведение количества реализованных федеральным льготникам месячных СПБ и стоимости билета, предоставляющего право на неограниченное число поездок в течение месяца.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, сослался на положения статей 15, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав представленный транспортным предприятием расчет недополученной провозной платы соответствующим принципу полного возмещения убытков.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Вместе с тем данный Федеральный закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан постановлением Администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 8-п (в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 687-п) на территории Волгоградской области утверждены виды месячных социальных проездных билетов (далее - СПБ), Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение СПБ, Положение о СПБ, Порядок реализации СПБ и Порядок распределения средств от реализации СПБ.
Согласно пункту 1 Положения о СПБ социальный проездной билет - именной документ, дающий право его предъявителю на проезд в трамвае, троллейбусе, автобусах городских и пригородных маршрутов, внутригородских и пригородных маршрутах внутреннего водного транспорта, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на расстояние до 70 километров включительно в течение одного месяца.
Постановлением N 8-п (пункт 2) установлены следующие виды и стоимость СПБ: единый СПБ (далее - ЕСПБ) для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения, в трамвае и троллейбусе стоимостью 240 руб.; СПБ для проезда в автобусе городского сообщения - 110 руб.; СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения - 160 руб.; СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения - 210 руб.
Пунктом 4 указанного постановления установлено, что возмещение транспортным организациям убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам осуществляется за каждый проданный социальный проездной билет в следующем размере:
100 рублей - за СПБ для проезда в автобусе городского сообщения;
145 рублей - за СПБ для проезда в автобусе пригородного сообщения;
275 рублей - за СПБ для проезда в автобусах городского и пригородного
сообщения;
140 рублей - за СПБ для проезда в трамвае;
140 рублей - за СПБ для проезда в троллейбусе;
Согласно пункту 5 постановления N 8-п возмещение убытков от реализации социальных проездных билетов гражданам транспортным организациям осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на основании договоров на организацию перевозок льготных категорий пассажиров общественным транспортом в Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 4 Порядка распределения средств от реализации СПБ, утвержденного постановлением N 8-п, доля средств отдельного вида транспорта в стоимости единого социального проездного билета (ЕСПБ) определяется как отношение стоимости социального проездного билета на данный вид транспорта к сумме стоимостей социальных проездных билетов на виды транспорта, действующих на территории муниципального образования.
Согласно пункту 5 Порядка распределения средств от реализации СПБ доля каждой транспортной организации одного вида транспорта в сумме средств от реализации социальных проездных билетов на территории муниципального образования определяется исходя из удельной доли пассажиров, перевезенных данной организацией, в общем объеме пассажирских перевозок на основании данных государственного статистического учета.
Согласно письма Министерства финансов Волгоградской области от 12.08.2014 N 06-13-03-20/9876 размер убытков МУП "Метроэлектротранс" определялся как сумма возмещения от реализации социальных проездных билетов для проезда на обычном трамвайном маршруте, реализации социальных проездных билетов в троллейбусе, реализации социальных проездных билетов для проезда на скоростном и обычном трамвайных маршрутах.
При разрешении спора суд не дал оценки указанным нормативным актам субъекта Российской Федерации, не проверил довод ответчика относительно того, что 01.02.2013 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и транспортным предприятием был заключен договор N 033-13 об организации перевозок льготных категорий пассажиров электрическим транспортом в городском округе - город Волгоград, предусматривающий порядок компенсации убытков перевозчика, связанных с предоставлением в 2013 году отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате проезда на основании социальных проездных билетов на маршрутах городского электрического транспорта по территории города Волгограда.
Поскольку суд не дал надлежащей оценки указанным нормативным актам и договору, применение расчетного способа определения убытков, по мнению суда кассационной инстанции, является не правомерным.
При изложенных обстоятельствах принятые по делу решение и постановление суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду надлежит участь изложенное, проверить доводы и возражения сторон и при правильном применении норм права принять законное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 ноября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года по делу N А40-92147/14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.