г. Москва |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А40-52443/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Русаковой О. И., Борзыкина М. В.,
при участии в заседании:
от истца - Генераловой Ю.Н. по доверенности от 30.04.2015,
от ответчика - Устабади Д.В. по доверенности от 30.12.2014 N 33-Д-941/14,
рассмотрев 07 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 14 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махалкиным М. Ю.,
на постановление от 29 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кораблевой М. С., Савенковым О. В., Левиной Т. Ю.,
по иску ООО "Ремстрой Лтд" (ОГРН: 1027739776976; 127273, г. Москва, Сигнальный пр., д. 9а, стр. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о взыскании 984 960 руб. 63 коп.
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой Лтд" (далее ООО "Ремстрой Лтд", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент, ответчик) о взыскании 984 960 руб. 63 коп. неосновательного обогащения, составляющего излишне уплаченную арендную плату по договорам аренды земельного участка N М-01-024197 от 03.07.2003 N М-01-51018 от 23.06.2003.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2014 года иск удовлетворен.
Девятый арбитражный апелляционный суд, установив, что дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, данное решение отменил в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявленное истцом уменьшение размера исковых требований до 941 600 руб. 23 коп.
Апелляционный суд взыскал с Департамента в пользу ООО "Ремстрой Лтд" 941 600 руб. 23 коп. неосновательного обогащения, 21 832 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
При этом суд исходил из того, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подлежащая уплате истцом в период с 01.09.2013 по 01.04.2014 арендная плата определена судом в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Департаментом подана кассационная жалоба на вышеназванное постановление, согласно которой заявитель просит данный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Полагает, что судом при рассмотрении дела необоснованно не приняты во внимание доводы Департамента, имеющие существенное значение для настоящего спора.
Указывает, что ставка арендной платы определена по соглашению сторон на момент заключения договоров аренды.
Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" распространяется на отношения, возникшие при заключении новых договоров аренды после 01.07.2006 и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие постановления Правительства Москвы от 25.06.2006 N 273-ПП.
Также указывает, что постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП и 28.10.2008 N 1010-ПП не являются нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими отношения, возникшие на основании договоров аренды, заключенных с истцом в 2003 году. Вопрос о возможности одностороннего изменения методики расчета арендной платы по требованию арендодателя может быть разрешен исходя из условий договоров аренды.
Изменение размера арендной платы в результате изменения ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем договоры аренды, заключенные в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в эти договоры в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящем деле изменение размера арендной платы обусловлено не изменением базовых ставок, а изменением Правительством Москвы методики ее определения в одностороннем порядке, то есть формированием принципиально новой методики определения арендной платы.
Данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку положения договоров аренды 2003 года не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие Правительством Москвы постановлений от 25.04.2006 N 273-ПП и 28.10.2008 N 1010-ПП само по себе не
может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к
отношениям сторон в силу заключенного между ними договора.
Изменение методики определения арендной платы, произведенное в нарушение условий договоров аренды, влечет существенное уменьшение ее размера, что нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном судебном акте фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что между Московским земельным комитетом (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и ООО "Ремстрой Лтд" (арендатор) заключен договор N М-01-024197 от 03.07.2003 аренды земельного участка площадью 800 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Садовническая ул., вл. 82 стр. 1 (кадастровый номер участка 77:01:0002014:48).
Между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N М-01-51018 от 23.06.2003, объектом аренды по которому является земельный участок площадью 300 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Садовническая ул., вл. 79 (кадастровый номер участка 77:01:0002014: 84).
Указанные договоры зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке 21.01.2005 и 10.01.2006 соответственно.
Пунктом 3.4 названного договора предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или г. Москвы, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов, в действие правовым актом и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор. Первый арендный платеж по новым ставкам арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав.
Согласно частям 1, 3 статьи 20 указанного Закона порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (часть 3 в редакции Закона города Москвы от 23.03.2011 N 10).
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в целях перехода на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1, предусматривающее ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) и установлено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы (в редакции постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП).
Таким образом, новый размер ставок арендной платы подлежал применению с даты вступления в силу соответствующего акта органа, уполномоченного на установление ставок арендной платы за земельные участки, что соответствует положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено пунктом 3.4 договора аренды. Обязательного внесения каких-либо изменений в указанный договор аренды в связи с принятием вышеназванного постановления Правительства Москвы не требовалось.
Суд установил, что исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48 (98 166 264 руб.) ставка арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.09.2013 по 01.04.2014 по договору аренды N М-01-024197 от 03.07.2003 составляет 858 954 руб. 81 коп.
Ставка арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014: 84 (36 870 492 руб.) за период с 01.09.2013 по 01.04.2014 по договору аренды N М-01-510180 от 23.06.2003 составляет 322 616 руб. 81 коп.
Истцом за указанный период уплачены по двум названным договорам 2 166 532 руб. 25 коп., излишне уплачены 984 960 руб. 63 коп.
Таким образом, ответчиком без установленных законом или сделкой оснований получены от истца 984 960 руб. 63 коп., которые подлежат возврату последнему как неосновательное обогащение в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод ответчика о том, что постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (пункт 4.2) Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 года по делу N А40-52443/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
О. И. Русакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истцом за указанный период уплачены по двум названным договорам 2 166 532 руб. 25 коп., излишне уплачены 984 960 руб. 63 коп.
Таким образом, ответчиком без установленных законом или сделкой оснований получены от истца 984 960 руб. 63 коп., которые подлежат возврату последнему как неосновательное обогащение в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод ответчика о том, что постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (пункт 4.2) Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2015 г. N Ф05-5017/15 по делу N А40-52443/2014