г. Москва |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А40-160458/14 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 29 октября 2015 г. N 305-АД15-10093 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Щука" - Кульбанский Е.М. - дов. от 03.03.2015
от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу - Караульник О.К. - дов. от 12.02.2015 N 251
рассмотрев 28 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Щука"
на решение от 24 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 10 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., Мухиным С.М.,
по делу N А40-160458/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Щука" (ОГРН 1027739406584)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Щука" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) от 24.09.2014 N 10-35/1900 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 120 000 руб. по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Решением суда от 24.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что у Общества отсутствует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившей в Департамент информации об отсутствии у Общества в ходе осуществления хозяйственной деятельности действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отношении заявителя было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31.07.2014 N 10-34/295), и истребованы сведения, необходимые для разрешения дела (определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 31.07.2014 N МИ/0-94/14).
В ходе проведения административного расследования установлено, что 26.03.2013 наименование предприятия было изменено с закрытого акционерного общества "Дон Девелопмент и Менеджмент" на закрытое акционерное общество "Щука" (протокол внеочередного собрания акционеров от 26.03.2013, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 03.04.2013 серии 77 N 015798025, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 77 N 015798026).
Административным органом установлено, что Общество расположено на арендуемом земельном участке общей площадью 14 457 кв.м по адресу: Москва, Щукинская ул., вл. 42, (согласно договору аренды о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 13.02.2012 N М-08-036713 и дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 13.02.2012 N М-08-036713). На территории арендуемого земельного участка расположены нежилые помещения - торгово-развлекательный комплекс "Щука" общей площадью 100 342 кв.м и 3353,8 кв.м (свидетельства о государственной регистрации права от 06.06.2014 серии 77-АР N 663088, от 24.04.2013 серии 77-АО N 469892 соответственно).
В 2012 году закрытым акционерным обществом "Дон Девелопмент и Менеджмент" разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - проект НООЛР) и получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (от 12.03.2012 N 52/698-М), согласно которому годовой норматив образования отходов производства и потребления на предприятии составляет 1049,192 тонн/год, всего 14 наименований отходов, в том числе: I класса опасности - 1 наименование, II класса опасности - 1 наименования, III класса опасности - 2 наименования, IV класса опасности - 2 наименования, V класса опасности - 9 наименований. Из них 997,720 тонн/год подлежат размещению на полигоне ТБО "Тимохово" (всего 7 наименований). Неизменность производственного процесса, используемого сырья и обращение с отходами ежегодно подтверждаются техническим отчетом (заявление от 19.08.2014 N 38/25811).
В 2014 году Обществом разработан проект НООЛР и подан на согласование в Департамент, что подтверждается заявлением "Об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (от 18.08.2014 N 40/25605).
ООО "ДС ДЕВЕЛОПМЕНТ" заключен с ООО "Аутсорсинговая компания" договор от 01.02.2013 N 45-АК-02-2013, согласно которому ООО "Аутсорсинговая компания" оказывает услуги и выполняет работы по комплексной уборке ТРК "Щука" (собственник - закрытое акционерное общество "Дон Девелопмент и Менеджмент"), расположенного по адресу: Москва, Щукинская ул., д. 42, и прилегающей к нему территории, а также услуги по вывозу снега и мусора.
Между ООО "Аутсорсинговая компания" и ЗАО "АТРИМ Ко" заключен договор от 25.03.2014 N АТР 13/14 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории ТРК "Щука". ЗАО "АТРИМ Ко" и ОАО "Полигон Тимохово" заключен договор от 30.12.2013 N 295-Б-2014 на размещение отходов на полигоне ТБО.
Обществом в ходе проведения административного расследования представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год и I квартал 2014 года, а также копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2013 год и I квартал 2014 года. Согласно представленным расчетам платы за негативное воздействие за 2013 год и I квартал 2014 года предприятием было передано на размещение 198,41 тонн и 45,73 тонн отходов I - IV класса опасности соответственно.
Накопление отходов до их вывоза с территории предприятия осуществляется в металлических контейнерах на специально оборудованной крытой площадке N 2 согласно проекту НООЛР. Периодичность вывоза отходов составляет 1 раз в два дня.
При этом административным органом установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у Общества отсутствует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2014 N 10-33/1689 по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Департамента от 24.09.2014 N 10-35/1900 Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120 000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ за отсутствие порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Общество оспорило постановление Департамента в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Суды не установили нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом на основании статьи 71 АПК РФ исследовали представленные в дело доказательства и установили факт нарушения Обществом природоохранного законодательства Российской Федерации при обращении с отходами производства и потребления.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено.
Суды правомерно исходили из того, что поскольку объективных причин, препятствовавших Обществу в соблюдении установленных законодательством норм и правил не установлено, то деяние Общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ является виновным.
В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При этом административным органом принято во внимание наличие смягчающих обстоятельств - разработку Обществом порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и подачу им его на согласование в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" от 27.08.2014.
Довод заявителя о том, что инспектор не выявила того правонарушения, которое расследовалось, но на основании незаконного истребования сведений, не относящихся к расследуемому делу, выявила другие правонарушения, не относящиеся к расследуемому дела, был исследован судами и ему была дана надлежащая оценка. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что проверка согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования проводилась в связи с информацией об отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, а также вины в совершении административного правонарушении, за которое заявитель привлечен к административной ответственности.
При этом данное правонарушение выявлено в ходе проверки соблюдения заявителем положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного правонарушения вынесено для проверки информации относительно нарушения положений указанного Закона.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года по делу N А40-160458/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Суды правомерно исходили из того, что поскольку объективных причин, препятствовавших Обществу в соблюдении установленных законодательством норм и правил не установлено, то деяние Общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ является виновным.
В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года по делу N А40-160458/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2015 г. N Ф05-4723/15 по делу N А40-160458/2014