г. Москва |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А41-42907/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Латыповой Р.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца: Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский - не явился, извещен;
от ответчика: ТУ Росимущества в Московской области - не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) Управление Росреестра по Московской области - не явился, извещен;
2) Замедянская Г.К. - не явился, извещен
рассмотрев 07 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 01 декабря 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 11 февраля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н.,
по иску Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области; Замедянская Г.К.,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060201:0090, общей площадью 1 230 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, г.Лосино-Петровский, ул.Камышева, уч.26.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Московской области; Замедянская Г.К.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.12.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. При этом ссылается на то, что спорный объект недвижимости относится к перечню земельных участков, на который у Российской Федерации возникает право собственности.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебное заседание не явились представители сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что на основании постановления Главы г.Лосино-Петровского от 09.10.2002 N 285 между Администрацией (арендодатель) и гр. Замедянской Г.К. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 132 от 17.10.2002, согласно которому арендатору предоставляется на условиях договора аренды земельный участок с кадастровым номером 50:14:060201:0090, общей площадью 1 230 кв.м., категория земель - "земли поселений", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, г.Лосино-Петровский, ул.Камышева, уч.26.
В последующем, Замедянская Г.К. обратилась в Администрацию о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату.
Между тем, в соответствии с выпиской из ЕГРП от 09.07.2013 N 14/058/2013-47 правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060201:0090 зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушении действующего законодательства, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя иск Администрации, исходили из отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу положений пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации 24.10.2002) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В рассматриваемом случае судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
К тому же, из акта осмотра спорного земельного участка от 02.09.2014 следует, что на спорном земельном участке находится жилой дом, участок используется по целевому назначению. Указания на наличие объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, суды пришли к выводу о том, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящегося на территории муниципального образования земельного участка, относящегося к неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок входит в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, был предметом рассмотрения судов двух инстанции и получил надлежащую оценку как документально не подтвержденный и нормативно не обоснованный.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие ТУ Росимущества по Московской области с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года по делу N А41-42907/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.