г. Москва |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А40-102550/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Григорьевой И.Ю., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве Эрендженова М.О. по доверенности от 26 ноября 2014 года N 22-13/53
от компании "Сапфир Авиэйшн Лимитед" Симоняна А.А. по доверенности от 28 мая 2013 года
рассмотрев 28 апреля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве и компании "Сапфир Авиэйшн Лимитед"
на определение от 19 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Вериной К.А.
на постановление от 11 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Солоповой Е.А., Голобородько В.Я., Нагаевым Р.Г.
по заявлению конкурсного управляющего Открытого акционерного общества "Авиакомпания Москва" об утверждении начальной цены продажи имущества
по делу N А40-102550/11 о признании несостоятельным (банкротом) Открытого акционерного общества "Авиакомпания Москва" (ОГРН 1027739050130)
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2012 Открытое акционерное общество "Авиакомпания Москва" (далее - ОАО "Авиакомпания Москва", должник), признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Котов М.С. (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об утверждении начальной цены продажи имущества должника в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества должника N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного суда от 11.02.2015, установлена начальная продажная стоимость имущества должника в размере 71 544 507 руб. в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества должника N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014.
В кассационных жалобах Инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве и компания "Сапфир Авиэйшн Лимитед" просят отменить определение и постановление, как принятые с нарушением и неправильным применением норм процессуального и материального права, налоговый орган с вынесением нового судебного акта, а компания с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. При этом указывается, что выводы судов по применению требований статей 124, 130, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее-Закон о банкротстве) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве и компании "Сапфир Авиэйшн Лимитед" поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
Извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела представители иных, участвующих в обособленном споре лиц в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением при их принятии норм материального права.
Как установлено судом первой, а при повторном рассмотрении спора и апелляционной инстанции между конкурсным управляющим должника и ЗАО "Мегаполис Траст" 31.05.2013 был заключен договор N 0052-ОЦ/2013, на основании которого была проведена оценка имущества ОАО "Авиакомпания Москва" (должника) и составлен отчет N 0052-ОЦ/2013 от 14.06.2013.
Указанный отчет был направлен в ТУ Росимущества в городе Москве (далее - Управление) для подготовки заключения по отчету оценщика.
Управление уведомило конкурсного управляющего о том, что представленный отчет N 0052-ОЦ/2013 от 14.06.2013 не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчет N 0052-ОЦ/2013 от 14.06.2013 был направлен Управлением в Общероссийскую общественную организацию "Российское общество оценщиков" для проведения экспертизы.
В связи с длительным отсутствием экспертного заключения, конкурсный управляющий должника обратился с требованием к ЗАО "Мегаполис Траст" о переработке отчета N 0052-ОЦ/2013 с учетом заключения ТУ Росимущества в городе Москве. Указанное требование конкурсного управляющего оставлено ТУ Росимущества в городе Москве без рассмотрения.
Впоследствии конкурсным управляющим с ЗАО "Мегаполис Траст" был заключен еще один договор N 0047-ОЦ/2014 от 25.03.2014, согласно которому была произведена оценка стоимости имущества должника и подготовлен отчет N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014. В соответствии с отчетом N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014 итоговая величина рыночной стоимости имущества должника составляет 71 544 507 руб.
Указанный отчет был направлен в ТУ Росимущества в городе Москве для подготовки заключения по отчету оценщика. Однако письмом N И22-05/6833 от 30.04.2014 он был возвращен Управлением без рассмотрения.
Поэтому, ссылаясь на неоднократный отказ ТУ Росимущества по городу Москве согласовать отчет об оценке имущества должника, конкурсный управляющий должника обратился в суд с заявлением об установлении начальная продажная стоимость имущества должника в размере 71 544 507 руб. в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества должника N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего должника об утверждении начальной цены продажи имущества должника в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества должника N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014, суд первой, а при повторном рассмотрении спора и апелляционной инстанции исходил из того, что неоднократный отказ ТУ Росимущества по городу Москве согласовать отчет об оценке имущества должника ведет к затягиванию процедуры банкротства, увеличению расходов по делу о банкротстве.
Между тем в силу части 2 статьи 130 Закона о банкротстве, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
При этом суды, удовлетворяя заявленные конкурсным управляющим должника требования пришли к выводу о том, что у него отсутствовали основания для представления отчета об оценки имущества собранию или комитету кредиторов с целью утверждения начальной цены имущества должника, поскольку ТУ Росимущества в городе Москва нарушен порядок подготовки заключения, установленный статьей 130 Закона о банкротстве.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что данные выводы судов о возможности установлении начальной продажной цены имущества должника судом в данном случае, при отсутствии заключения органа уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, сделаны с неправильным применением требований статьи 130 Закона о банкротстве.
Данной нормой предусмотрен порядок установления начальной цены продажи предприятия, иного имущества должника как в случаях положительного или отрицательного заключения, а также отсутствия заключения уполномоченного органа.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Закона о банкротстве в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции находит возможным отменяя принятые по данному обособленному спору судебные акты вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника об установлении начальной продажной цены имущества ОАО "Авиакомпания Москва" в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Авиакомпания Москва" N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014 в сумме 71544507 рублей (с учетом НДС).
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2015 года по делу N А40-102550/11 отменить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего Открытого акционерного общества "Авиакомпания Москва" в установлении начальной продажной цены имущества ОАО "Авиакомпания Москва" в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества ОАО "Авиакомпания Москва" N 0047-ОЦ/2014 от 02.04.2014 г. в сумме 71544507 рублей (с учетом НДС) отказать.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.