город Москва |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А40-94666/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Стрельникова А.И., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, уведомлен
от ответчиков:
Управления Росреестра по Москве - Алексеев М.В., дов. от 30.12.2014 г. N 26029/2014
ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, уведомлен
от третьих лиц:
Правительства Москвы - Шатихин Н.В., дов. от 17.02.2015 г. N 4-47-191/5
Департамента городского имущества города Москвы - Шатихин Н.В., дов. от 30.12.2014 г. N 33-Д-859/14
Национального совета по оценочной деятельности - не явился, уведомлен
рассмотрев 07 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
ЗАО "ДПП-Плаза" (заявителя)
на решение от 06 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.
и постановление от 28 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Мухиным С.М.
по заявлению ЗАО "ДПП-Плаза"
к Управлению Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
о признании незаконным решения об определении кадастровой стоимости здания
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности
УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "ДПП-Плаза" (далее - ЗАО "ДПП-Плаза") обратилось в Арбитражный суд горда Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным решения от 12.05.2014 г. N 51-486/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия), а также об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ДПП-Плаза" на праве собственности здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пре., д. 12, в размере его рыночной стоимости, равной 704.050.365 руб., как она определена в отчете оценщика от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214, подготовленном по заказу общества, и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления в силу решения суда внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094 в размере 704.050.365 руб., ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости этого здания, определенной постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 1.169.312.430 руб. 97 коп., его рыночной стоимости, на несоответствие вывода Комиссии в оспариваемом решении от 12.05.2014 г. N 51-486/2014 о том, что отчет об оценке от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214 в части итоговой величины рыночной стоимости здания не соответствует принципу однозначности, предусмотренному пунктом 4 Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 254, действительному содержанию этого отчета, поскольку он опровергается представленным Комиссии положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 12.03.2014 г. N 654/2014, которым подтверждено соответствие отчета об оценке от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214 требованиям законодательства Российской Федерации, а также федеральным стандартам оценки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы и Национальный совет по оценочной деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г., в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами Комиссии о том, что выполненный по заказу ЗАО "ДПП-Плаза" отчет об оценке от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214 не может служить доказательством рыночной стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пре., д. 12.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ЗАО "ДПП-Плаза" ссылается на несовпадение выводов Комиссии и судов по поводу недостатков отчета об оценке от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214, а также настаивает на своих доводах о том, что соответствие этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации и федеральным стандартам оценки было подтверждено представленным Комиссии заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 12.03.2014 г. N 654/2014, в связи с чем просит решение от 06 ноября 2014 г. и постановление от 28 января 2015 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Управление Росреестра по Москве, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы приведенные в кассационной жалобе доводы считают необоснованными, просят судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы ЗАО "ДПП-Плаза" к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства ЗАО "ДПП-Плаза", ФГБУ "ФКП Росреестра" и Национальный совет по оценочной деятельности явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ЗАО "ДПП-Плаза" судебные акты отмене не подлежит в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в применимой к спорным отношениям редакции) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ по определению кадастровой стоимости и орган кадастрового учета обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Минэкономразвития России от 04.05.2012 г. N 263 (в ред. приказа от 16.05.2013 г. N 259) в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "ДПП-Плаза" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности здания с кадастровым номером 77:01:0003011:1094, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пре., д. 12, Комиссией было принято решение от 12.05.2014 г. N 51-486/2014 об отклонении заявления из-за несоответствия отчета об оценке от 04.03.2014 г. N АЮ-101-953/0214 предусмотренному пунктом 4 Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 254, требованиям в части итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки N 3 содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности)
В отчете об оценке рыночной стоимости нежилого отдельно стоящего здания общей площадью 6.270,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пре., д. 12, подготовленном ООО "Атлант-Оценка" по заказу ЗАО "ДПП-Плаза", итоговая величина рыночной стоимости этого объекта по состоянию на 01.01.2013 г. определена в размере 596.652.851 руб. (без учета НДС 18%) и 465.434.380 руб. (без учета НДС, без учета рыночной стоимости прав на земельный участок).
В силу неоднозначности установленной в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Комиссия при отказе ЗАО "ДПП-Плаза" в пересмотре кадастровой стоимости здания по адресу: г. Москва, Большой Демидовский пре., д. 12 действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
Наличие положительного экспертного заключения не освобождают Комиссию от самостоятельной оценки отчета, представленного для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, поэтому приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых ЗАО "ДПП-Плаза" судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 года по делу N А40-94666/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "ДПП-Плаза" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.