г. Москва |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А40-124346/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Лачков В.С. по дов. от 12.01.2015
от ответчика (заинтересованного лица) - Титова А.А. по дов. N 33-Д-935/14 от 30.12.2014
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев 26 мая 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 19 сентября 2014 года
арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 26 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению ООО "Технологии строительства" (ОГРН 1035007208994)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: ООО "Ригла"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технологии строительства" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным действия Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент), выразившиеся в отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Синельниковская, д. 47.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Ригла".
Арбитражный суд города Москвы решением от 19.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2015, признал незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.05.2014 N 33-5-13079/14-(0)-1 об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Синельниковская, д.47. Кроме того суд обязал Департамент городского имущества г. Москвы выдать ООО "Технологии строительства" ОГРН 1035007208994; ИНН 5036035084распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Синельниковская, д.47. в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо ООО "Ригла" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на земельных участках по адресу: г. Москва, ул. Синельниковская. д. 47, кадастровые номера 77:06:0012000:403 и 77:06:0012000:404, расположено нежилое здание площадью 1185,8 кв.м, помещения в котором принадлежат на праве собственности ООО "Технологии строительства" (подвал ком. I ком. Б, I Г 15-22. этаж I пом. II ком. А. Б. 1-8, 12. этаж 2 пом. Ш ком. А. Б. 1-12 общей площадью 1051,2, свидетельство о праве собственности от 31.08.2007 N 77 АЖ 150559); ООО "РИГЛА" (нежилое помещение II обшей площадью 134.6 кв.м. свидетельство о праве собственности от 09.06.07 N 77 АД 374353).
28.04.2014 "Технологии строительства" обратилось в службу "одного окна" Департамента по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Синельниковская, д.47.
Решением от 19.05.2014 N 33-5-13079/14-(0)-1 Департамент отказал заявителю в предоставлении государственной услуги, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 8.1.6. Административного регламента по причине наличия в предоставленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений (заявленный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет) с рекомендацией обратится в ДГИ с кадастровым планом для уточнения границ земельного участка.
Считая выраженный в письме от 19.05.2014 N 33-5-13079/14-(0)-1 отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к обоснованному выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа обществу в утверждении схемы расположения земельного участка.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.22.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП) в предоставлении названной государственной услуги может быть отказано, в том числе, по причине невозможности ее предоставления по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
По смыслу норм статей 37 - 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ кадастровый инженер устанавливает расположение земельного участка, его границы, площадь, согласовывает местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями.
Как установлено судами, общество с полным пакетом документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обратилось в департаменту через службу "одного окна", заявление принято, ему присвоен регистрационный номер, отказ в приеме документов не последовал.
Отказывая Обществу в предоставлении услуги, департамент сослался на п. 2.8.1.6. Административного регламента по причине наличия в предоставленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений, а именно - заявленный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Между тем, по смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и указанные в отказе обстоятельства, не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку не предусмотрены в качестве таковых земельным законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2015 года по делу N А40-124346/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая Обществу в предоставлении услуги, департамент сослался на п. 2.8.1.6. Административного регламента по причине наличия в предоставленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений, а именно - заявленный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Между тем, по смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и указанные в отказе обстоятельства, не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку не предусмотрены в качестве таковых земельным законодательством.
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2015 года по делу N А40-124346/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2015 г. N Ф05-5005/15 по делу N А40-124346/2014