город Москва |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А40-125528/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "79А": Грызунова А.В. (дов. от 02.09.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы: Валяева О.И. (дов. N МКА-03-3256/4 от 29.09.2014 г.), Сергеевой О.А. (дов. N 001-03-800/12 от 30.10.2012 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Аветисянца Э.Л. (дов. N 4-14-7493/4 от 27.10.2014 г.), Валяева О.И. (дов. N 4-47-1019/4 от 09.12.2014 г.), Сергеевой О.А. (дов. N 4-47-1023/4 от 09.12.2014 г.);
рассмотрев 28 мая 2015 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2014 г.,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-125528/2014 (145-1052)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "79А" (ОГРН 1057747819986; 127591, г. Москва, ул. Дубнинская, д. 79А)
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (ОГРН 1027739900836; 125047, г. Москва, Триумфальная пл., д. 1, стр. 1)
о признании незаконными действий и приказа N 1178 от 28 мая 2014 г.,
третьи лица: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "79А" (далее - ООО "79А", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:111, площадью 2,514 га, расположенного по адресу: г. Москва, САО, район Восточное Дегунино, ул. Дубнинская, вл. 79А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77-АО 770751 от 31 мая 2013 г.
24 февраля 2014 г. ООО "79А" обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - ответчик) с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка (далее - ГПЗУ) в целях осуществления строительства зданий складского, производственного и офисного назначения со сносом существующих объектов недвижимости.
Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура, ответчик) от 28 августа 2010 г. N 1178 утвержден градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) N RU77-120000-011518 от 28 мая 2014 г. по адресу: ул. Дубнинская, вл. 79А.
В пункте 2.1. ГПЗУ указано, что основным видом разрешенного использования земельного участка является: "объекты размещения промышленных предприятий V класса вредности (3002 05)".
Из содержания пунктов 2.2.2. и 2.2.3. ГПЗУ следует, что предельные параметры строительства и реконструкции на земельном участке не могут превышать габариты существующих зданий и текущую застроенность участка.
Полагая, что утвержденный ответчиком ГПЗУ не предоставляет возможности осуществления на земельном участке нового строительства и реконструкции существующих объектов с изменением их внешних габаритов, а также ограничивает возможность использования земельного участка лишь для размещения объектов промышленных предприятий V класса вредности, ООО "79А" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы о признании незаконными действий и приказа N 1178 от 28 мая 2014 г. об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU77-120000-011518 от 28 мая 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 77:09:002006:111, площадью 2,514 га, расположенного по адресу: г. Москва, САО, район Восточное Дегунино, ул. Дубнинская, вл. 79А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 г., заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия и приказ N 1178 от 28 мая 2014 г. Комитета по архитектуре и градостроительства города Москвы об утверждении градостроительного плана земельного участка N RU77-120000-011518 от 28 мая 2014 г. земельного участка с кадастровым номером 77:09:002006:111, площадью 2,514 га, расположенного по адресу: г. Москва, САО, район Восточное Дегунино, ул. Дубниниская, вл. 79 А. Суд также обязал Комитет по архитектуре и градостроительства города Москвы в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 77:09:002006:111, площадью 2,514 га, расположенного по адресу: г. Москва, САО, район Восточное Дегунино, ул. Дубниниская, вл. 79 А, указав в градостроительном плане земельного участка в пункте 2.1. в строке "основные виды разрешенного использования земельных участков" - "для производственно-складской деятельности"; в пункте 2.2.2. "Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений" - "55 метров"; в пункте 2.2.3. "Максимальный процент застройки в границах земельного участка" -"максимальная застроенность не установлена"; в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" - сведения о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; исключив из пункта 2.1. строку "вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства" и расположенный под ней перечень вспомогательных видов разрешенного использования объектов капитального строительства.
В кассационных жалобах Москомархитектура и Правительство Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актах, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "79А" просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Москомархитектуры и Правительства Москвы поддержали доводы кассационных жалоб. Представитель ООО "79А" против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Частью 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 23 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 г. "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы может создавать постоянные и временные рабочие органы, в том числе комиссии, советы, занимающиеся изучением различных вопросов и выработкой рекомендаций по их решению. В случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Москвы, рабочие органы Правительства Москвы могут осуществлять отдельные полномочия Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы и принимать решения в пределах компетенции, установленной Правительством Москвы.
В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы Правительством Москвы, постановлением Правительства Москвы от N 1019-ПП 16 ноября 2010 г. утверждено Положение о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - Положение).
Постановлением Правительства Москвы N 229-ПП от 25 мая 2011 г. "О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве".
В соответствии с пунктом 3.6 указанного Административного регламента подготовленный Москомархитектурой проект ГПЗУ с видами разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке, определенными в соответствии с перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из числа представленных и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
Согласно пунктам 3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 Порядка в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
В случае принятия решения о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка Москомархитектура вносит в него изменения в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утверждает и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
Оформление проекта градостроительного плана земельного участка осуществляется Москомархитектурой после одобрения соответствующего проекта Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, Рабочей группой Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (пункт 9.1).
В силу пункта 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, ГПЗУ по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия и приказ не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку выданный заявителю ГПЗУ N RU77-120000-011518 от 28 мая 2014 г. содержит сведения, не соответствующие законодательству.
Об этом свидетельствует следующее.
В соответствии с Генеральным планом города Москвы спорный земельный участок расположен в производственной функциональной зоне N 6 района Восточное Дегунино (индекс функционального назначения зоны 300) с планируемой суммарной площадью наземной, подземной части застройки 769,3 тыс. кв.м., участок входит в зону планируемого размещения объектов капитального строительства производственного назначения (в составе промышленных зон) (Генплан Москвы, книга 2, страницы 13, 28, 105; книга 3, страницы 577, 585).
Исходя из Проекта Правил землепользования и застройки города Москвы спорный земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом 31-130; предельная плотность надземной застройки участка составляет 20 тыс. кв. м/Га; предельная высота застройки участка составляет 55 метров; максимальный процент застройки в границах участка не установлен (проект ПЗЗ, книга 3, том 1, стр. 37, 99, 161, 223).
Установленные проектом Правил землепользования и застройки города Москвы параметры застройки земельного участка, с учетом установленной в отношении него предельной плотности надземной застройки в размере 20 тыс. кв. м/Га означают, что последняя в абсолютном выражении может составить 50,28 тыс. кв. м = 20 тыс. кв. м/Га x 2,514 Га (площадь участка).
Следовательно, максимальный процент застройки в границах участка может составить 100 % (без учета возможных красных линий) в случае застройки всего участка двухэтажным зданием.
Иных документов, изменяющих градостроительный регламент земельного участка или ограничивающих разрешенные параметры строительства по сравнению с проектом Правил землепользования и застройки, не имеется.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что сведения, указанные в пунктах 2.2.2, 2.2.3 ГПЗУ не соответствуют установленным параметрам.
Установленным видом разрешенного использования спорного земельного участка является "для производственно-складской деятельности", который установлен договором от 29 октября 2004 г. аренды земельного участка и отражен в государственном кадастре недвижимости.
Каких-либо данных о внесении в установленном порядке изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования данного земельного участка в материалы дела не представлено.
В связи с чем у Москомархитектуры не имелось оснований для утверждения вида разрешенного использования "объекты размещения промышленных предприятий V класса вредности (3002 05)".
Относительно пункта 2.1 ГПЗУ, суды со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации указали, что вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, при этом в оспариваемом ГПЗУ не указаны основные условно-разрешенные виды разрешенного использования объектов капитального строительства, в то время как указаны вспомогательные виды их разрешенного использования.
Суды также указали, что оспариваемый ГПЗУ не содержит сведений о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, ни в форме конкретной информации, ни в форме записи "не установлено".
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у Москомархитектуры законных оснований для утверждения ГПЗУ с указанными параметрами.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Правительство Москвы указывает, что Правила землепользования и застройки в городе Москве в установленном порядке не приняты.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Таким образом, сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства должны вноситься в градостроительный план земельного участка с учетом Генерального плана города Москвы, действующей документации, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства, а также проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, прошедшего публичные слушания и одобренного правовым актом Правительства Москвы.
Проект Правил землепользования и застройки города Москвы получил положительное заключение на публичных слушаниях (заключение от 23 октября 2009 г.) и одобрен Постановлением Правительства Москвы N 1278-ПП от 17 ноября 2009 г.
Иные доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 г. по делу N А40-125528/2014 (145-1052) оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.