Заслушав и обсудив доклады начальников управлений здравоохранения Южного административного округа Тереховой И.О. и Западного административного округа Мусатова Л.И. о состоянии обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по льготным рецептам, коллегия отмечает, что управлениями здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями Южного и Западного административных округов проведена целенаправленная работа по внедрению с 1 апреля 1999 г. новой системы лекарственного обеспечения льготных категорий населения.
С учетом численности льготных категорий населения, территориального расположения лечебно-профилактических учреждений и городской транспортной структуры с 1 апреля 1999 г. при лечебно-профилактических учреждениях Западного административного округа организованы 26 аптечных пунктов, Южного административного округа - 29 аптечных пунктов для отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным рецептам.
При переходе на новую форму льготного лекарственного обеспечения населения проведена большая подготовительная работа. Информационное обеспечение населения об изменениях порядка отпуска медикаментов по льготным рецептам было проведено всеми лечебно-профилактическими учреждениями на специальных информационных стендах в ЛПУ, печатных изданиях районных управ, по кабельному телевидению, в аптечных предприятиях.
Совместно с главными специалистами Комитета здравоохранения проведено обучение врачей по вопросу оказания медицинской помощи населению с учетом "Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве" и "Стандартов медикаментозного лечения основных заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях".
С целью координации работы аптечных пунктов и медицинских учреждений в управлениях здравоохранения открыты телефонные линии для приема устных обращений граждан о работе аптечных пунктов и медицинских учреждений по лекарственному обеспечению льготных категорий населения.
Об организации информационной системы "Горячая телефонная линия по лекарственному обеспечению льготной категории населения города Москвы" см. распоряжение Комитета здравоохранения г. Москвы от 17 июля 2002 г. N 263-р
Установлен контроль за выпиской лекарственных препаратов строго в соответствии с Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Назначение и выписка лекарственных средств, не входящих в "Перечень", осуществляется на основании заключений клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений.
В первые месяцы работы отмечались определенные сложности с обеспечением рецептов, выписанных в марте и своевременно необеспеченных. Кроме того, в Западном АО отмечалось отсутствие четко сформированной и согласованной с ФТК "Время" заявки на лекарственные препараты, нерегулярность завоза лекарственных препаратов в аптечные пункты, несвоевременная регистрация пациентов в журнале ф.11 при отсутствии медикаментов в день обращения. Имели место трудности в укомплектовании аптечных пунктов персоналом и недостаточная его подготовка, несвоевременный ввод рецептов в компьютерную базу, недостаточная осведомленность провизоров о дефектуре лекарственных средств в аптечном пункте, отсутствие информации о дефектуре на складе. Очереди в аптечные пункты в отдельных поликлиниках достигали до 20 человек, в связи с чем в мае были дополнительно организованы 4 аптечных пункта, что позволило нормализовать ситуацию.
На службу информации Западного АО за прошедшее время поступило 943 обращения (в т.ч. жалоб на необеспечение рецептов - 243), Южного АО - 1070 (87). В Префектурах Западного и Южного АО регулярно проводятся совещания по вопросу льготного лекарственного обеспечения, в Префектуре Южного АО проведена коллегия; по плану организованы встречи администрации управлений здравоохранения АО, главных врачей лечебно-профилактических учреждений с населением территориальных районов и представителями общественных организаций.
Специалистами Комитета здравоохранения и управлений здравоохранения округов осуществлялся постоянный контроль лечебно-профилактических учреждений по вопросу льготного лекарственного обеспечения населения и обоснованности выписки лекарственных средств. По результатам проведенных проверок в Западном АО 13 главным врачам вынесены дисциплинарные взыскания, в Южном АО - 5 и 8 депремированы.
Анализ работы по новой системе льготного лекарственного обеспечения показал, что в ноябре по сравнению с апрелем 1999 г. общее количество обратившихся в Южном АО уменьшилось на 3,4%, а количество выписанных рецептов увеличилось на 8,7%. Общие затраты на одного обратившегося в ноябре по сравнению с апрелем 1999 г. возросли в Западном АО на 22%, в Южном АО - на 19% (город - на 10,7%). В то же время средняя стоимость одного льготного рецепта возросла лишь на 5,4% (в Южном АО). Количество обратившихся по эндокринным заболеваниям в Южном АО увеличилось в 1,2 раза, в том числе по категории "Диабет" на 12,6%; количество выписанных им рецептов увеличилось на 45,2%, по категории "Диабет" на 31,5%.
В Западном АО также увеличилось число обратившихся по эндокринным заболеваниям на 17,2%, в том числе по категории "Диабет" на 13,2%; количество выписанных рецептов увеличилось соответственно на 28% и 38,2%.
Это привело к увеличению затрат на эндокринные препараты в Южном АО на 40%, в Западном АО - на 20%.
Возросло число обратившихся и выписанных им рецептов на онкологические препараты в Южном АО - в 2,3 раза, в Западном АО - в 1,5. В то же время затраты на одного обратившегося в ноябре уменьшились и ниже среднегородских (Южный АО - 3058,7 руб.; Западный АО - 3494,0; город - 3661,6).
Управлением организации медицинской помощи и управлением фармации Комитета здравоохранения проводились регулярные проверки аптечных пунктов лечебно-профилактических учреждений, работа которых за последнее время значительно улучшилась. На 1 декабря 1999 г. на обеспечении в аптечных пунктах находилось: в Западном АО - 67 рецептов, в Южном АО - 11 (по городу -191); на 7 декабря 1999 г. - Западный - 39, Южный - 19 (по городу - 146).
Вместе с тем продолжают отмечаться факты недостаточно обоснованной выписки медикаментов; выписки лекарств без осмотра пациента лечащим врачом, без указания дозировки и кратности приема препарата; превышения месячной потребности; выписки препаратов однонаправленного действия; недостаточного использования в оперативной работе имеющихся ежедневных данных компьютерной информационной системы, что свидетельствует о недостаточном контроле за данным разделом работы со стороны главных врачей, заведующих отделениями и заместителей главных врачей.
Управление здравоохранения Западного АО не осуществляет должный контроль, допускает неточности и ошибки при составлении заявок на льготные лекарственные препараты, как на специфические, так и на неспецифические; недостаточно контролирует сроки поставок медикаментов и ценообразование на них; не проводит достаточный и своевременный анализ выписки медикаментов льготным категориям населения при наличии необходимых информационных данных, предоставляемых еженедельно и ежемесячно "РОСНО ИС".
Главными специалистами округов по эндокринологии и онкологии не проводится глубокого анализа показателей по льготному лекарственному обеспечению.
Продолжают поступать как письменные, так и устные по "Телефону доверия" Комитета здравоохранения обращения граждан на недостатки в организации данной работы. Так, за ноябрь и 10 дней декабря 1999 г. количество письменных обращений в Комитет по Западному АО составило 10, по Южному АО - 25.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклады начальников управлений здравоохранения Южного административного округа Тереховой И.О. и Западного административного округа Мусатова Л.И.
2. Обратить внимание начальников управлений здравоохранения Южного АО Тереховой И.О. и Западного АО Мусатова Л.И. на недоработки в организации лекарственного обеспечения и недостаточный личный контроль за обоснованностью выписки медикаментов льготной категории населения.
3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов:
3.1. Продолжить работу по организации действенного контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения населения в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях. Срок: постоянно.
3.2. Повысить требовательность к главным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений, обратив особое внимание на:
3.2.1. правильность составления заявок на лекарственные препараты, отпускаемые по льготным рецептам;
3.2.2. усиление контроля за рациональным назначением медикаментов льготным категориям населения и качеством лечебного процесса при условии соблюдения "Стандартов медикаментозного лечения основных заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях";
3.2.3. обеспечение контроля по выполнению поставщиками обязательств ритмичных поставок медикаментов в аптечные пункты медицинских учреждений.
3.3. Продолжить встречи с населением и представителями общественных организаций по вопросу организации лекарственного обеспечения льготной категории населения. Срок: 2000 г.
3.4. Обеспечить взаимодействие с медицинскими учреждениями ведомственного и федерального подчинения по вопросам льготного лекарственного обеспечения населения. Срок: 2000 г.
4. Начальнику управления фармации (Орлова Л.П.) совместно с директором ГУП "Аптечный склад N 1" (Винокуров С.А.) продолжить контроль за соблюдением графика поставок специфических лекарственных препаратов, за ценами закупаемых лекарственных средств. Срок: 2000 г.
5. И.о. начальника управления организации медицинской помощи (Хрупалов А.А.) и начальнику управления фармации (Орлова Л.П.) проводить скоординированную работу по контролю за организацией лекарственного обеспечения льготной категории населения. Срок: 2000 г.
6. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя председателя Комитета здравоохранения И.А.Лешкевича.
Заместитель председателя коллегии, |
С.В.Поляков |
За секретаря коллегии |
В.В.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 16 декабря 1999 г. (Протокол N 21-2) "О состоянии обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по льготным рецептам, в Южном и Западном административных округах"
Текст решения официально опубликован не был