Заслушав и обсудив доклад главного психиатра и нарколога Комитета здравоохранения Козырева В.Н., коллегия отмечает, что органами и учреждениями здравоохранения проведена целенаправленная работа по выполнению решения коллегии от 26.12.96 г. (протокол N 22-1).
Во всех управлениях здравоохранения административных округов проведены совещания и медицинские советы, а также семинары для руководителей лечебно-профилактических учреждений по вопросам использования и хранения наркотических средств и профилактики наркоманий.
Все лечебно-профилактические учреждения и управления здравоохранения обеспечены нормативными документами, регламентирующими порядок назначения, учета и хранения наркотических средств.
В 1997 г. разработаны и утверждены в установленном порядке инструкция "О порядке учета, хранения, назначения наркотических лекарственных средств в больницах и поликлиниках города" и "Инструкция по учету, хранению и использованию наркотических лекарственных средств на Станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы".
В течение 1998 - 1999 гг. было издано 7 приказов Комитета здравоохранения по данному разделу работы, в том числе регламентирующих порядок передачи неиспользованных наркотических лекарственных средств в стационарах города из одного отделения в другое, организацию использования резервного запаса наркотических лекарственных средств на Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Во исполнение распоряжения Комитета здравоохранения от 23.03.99 г. N 128-р в марте-апреле 1999 г. совместно с управлениями здравоохранения административных округов проведено 10 семинаров для главных врачей, заместителей главных врачей, главных медицинских сестер ЛПУ. Кроме того, проведены семинары для заведующих аптеками стационаров города и медицинских работников Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Городской комиссией по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств в 1999 г. было проверено 70 ЛПУ; по результатам проверок издан 1 приказ Комитета здравоохранения, 3 - по УЗ АО, 31 - по ЛПУ.
Центром медицинской инспекции Комитета здравоохранения в 1999 г. было проверено 27 ЛПУ и 31 подстанция СС и НМП.
Окружные комиссии осуществляли регулярные проверки лечебно-профилактических учреждений окружного и городского подчинения, расположенных на территории округов, а также подстанций Скорой и неотложной медицинской помощи. В 1999 г. окружными комиссиями было проверено 294 ЛПУ, из них 62 - городского подчинения. Наибольшее количество ЛПУ проверено в управлениях здравоохранения Центрального (57), Западного (38), Северо-Восточного (38) и Восточного (33) административных округов; по результатам проверок издано 39 приказов по ЛПУ и 8 по УЗ АО (Западный - 3, Южный - 3, Центральный - 1, Юго-Восточный - 1).
Результаты проверок свидетельствуют о том, что в целом по ЛПУ Комитета здравоохранения вопросам использования наркотических лекарственных средств уделяется должное внимание.
Вместе с тем в ряде управлений здравоохранения работа по использованию наркотических лекарственных средств проводится формально. При проведении проверок не выявляются нарушения в организации учета, хранения, назначения наркотических лекарственных средств; при выявлении недостатков не принимаются меры дисциплинарного характера к лицам, допустившим выявленные нарушения, и к руководителям ЛПУ, несущим персональную ответственность за данный раздел работы; не проводятся ежемесячные заседания окружных комиссий; к проверкам привлекаются, в основном врачи психиатры-наркологи наркологических диспансеров, а не сотрудники общелечебной сети. Отчеты о проделанной работе представляются в Комитет здравоохранения с опозданием, небрежно оформленные. Так, в III кв. 1999 г. несвоевременно были представлены отчеты окружных комиссий Центрального, Южного административных округов. За IV кв. в установленные сроки представлены справки только управлениями здравоохранения Северо-Западного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Западного АО.
В IV кв. 1999 г. по поручению Комитета здравоохранения Городская комиссия провела проверку ЛПУ Южного округа, ранее проверенных окружной комиссией и не выявившей практически никаких недостатков. В ходе проверки был выявлен целый ряд недостатков в организации учета, хранения, назначения наркотических лекарственных средств в ЛПУ; по результатам проверки издан приказ по Комитету здравоохранения, приказ по управлению здравоохранения Южного административного округа и 5 приказов по ЛПУ.
При проверке окружными комиссиями Северо-Восточного административного округа ГКБ N 40, Северо-Западного административного округа ГКБ N 67, Южного административного округа ГБ N 56, Центрального административного округа ГКБ N 32, НПЦ спортивной медицины не было выявлено серьезных недостатков в организации учета, хранения, назначения наркотических лекарственных средств, в то же время при повторных проверках данных лечебных учреждений Городской комиссией были выявлены серьезные недостатки, в связи с чем издано 2 приказа по Комитету здравоохранения и 2 приказа по ЛПУ.
Проверками установлено, что комиссии по контролю за порядком использования наркотических средств в ряде ЛПУ работают формально, акты проверок не отражают истинного положения дел.
Несмотря на то, что в 1999 г. не было возбуждено ни одного уголовного дела по фактам хищения наркотических лекарственных средств в ЛПУ г.Москвы, было возбуждено 27 уголовных дел в отношении медицинских работников, совершивших преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (в основном хранение, сбыт героина). Из них 7 человек работают в ЛПУ, подведомственных Комитету здравоохранения (по состоянию на 01.01.2000 г., 5 сотрудников уволены, 2 не имеют доступа к наркотическим лекарственным средствам).
В городское отделение наркологических экспертиз НКБ N 17 в 1999 г. сотрудниками милиции было доставлено в состоянии одурманивания, вызванного приемом наркотических средств 5 медицинских сотрудников ЛПУ, подведомственных Комитету (фельдшер и врач СС и НМП, медбрат ГКБ N 13, зубной техник стоматологической поликлиники N 14 Северо-Западного АО, заместитель главного врача поликлиники N 95 Юго-Западного АО, фельдшер-лаборант роддома N 25 Юго-Западного АО). В настоящее время все сотрудники, за исключением фельдшера-лаборанта роддома N 25, уволены из учреждений.
В ходе проверок лечебно-профилактических учреждений было установлено, что в целом по стационарам города расход наркотических лекарственных средств ниже нормативов, установленных Минздравом РФ, но по отделениям реанимации ряда крупных стационаров, таких как ГКБ им. С.П.Боткина, НИИ СП им. Н.В.Склифосовского, ГКБ N 1 им. Н.И.Пирогова, 7, 15, 33 им. А.А.Остроумова, 40, 67, отмечается превышение нормативных расходов наркотических лекарственных средств при том, что назначение наркотических лекарственных средств осуществляется во всех случаях обоснованно, строго по медицинским показаниям.
Следует отметить также, что в городских поликлиниках не предусмотрен запас наркотических лекарственных средств для оказания экстренной медицинской помощи, хотя в ряде случаев в поликлиники обращаются больные, которым по медицинским показаниям необходимо введение наркотических лекарственных средств (инфаркт миокарда, отек легкого, тяжелая травма и т. д.).
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад главного психиатра и нарколога Комитета здравоохранения Козырева В.Н. и считать целесообразным по итогам проверок, проведенных в 2000 г., заслушать данный вопрос на заседании коллегии в IV кв. 2000 г.
2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений городского подчинения:
2.1. обратить внимание на недостатки в выполнении приказов Комитета здравоохранения от 06.01.97 г. N 2 "Об инструкции по учету, хранению и использованию наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы" и от 16.03.98 г. N 125 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств" и на недостаточную эффективность работы комиссий по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств;
2.2. результаты проверок Городской и окружных комиссий по контролю за использование наркотических средств обсуждать на заседаниях медицинских советов, привлекать к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц, нарушивших порядок учета, хранения, назначения, наркотических средств, принять действенные меры по усилению контроля за данным разделом работы. Срок: постоянно.
3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов:
3.1. обеспечить четкую работу окружных комиссий по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических препаратов; заседания комиссий проводить ежемесячно. Привлекать к проверкам всех членов окружных комиссий. Срок: 2000 г.;
3.2. продолжить проверки ЛПУ городского подчинения, расположенных на территории округов, в том числе подстанций Скорой и неотложной медицинской помощи. Информацию о работе комиссий и принятых мерах ежеквартально, по установленной форме, представлять в Городскую комиссию по контролю за использованием наркотических лекарственных средств. Срок: 2000 г.
4. Главному психиатру и наркологу Комитета здравоохранения Козыреву В.Н.
4.1. подготовить предложения о создании резервного запаса наркотических лекарственных средств в амбулаторно-поликлинических учреждениях г.Москвы для оказания экстренной медицинской помощи. Срок: 01.06.2000 г.;
4.2. совместно с главным хирургом (Ермолов А.С.) и главным реаниматологом (Евдокимов Е.А.) подготовить предложения о пересмотре нормативов потребления наркотических лекарственных средств в реанимационных отделениях ряда стационаров Комитета. Срок: 01.06.2000 г.
5. Председателю Городской комиссии (Михайлова В.А.):
5.1. провести проверку работы окружных комиссий по контролю за использованием наркотических лекарственных средств. Срок: II - III кв. 2000 г.;
5.2. провести семинар для председателей и заместителей председателей окружных комиссий. Срок: II кв. 2000 г.
5.3. продолжить работу по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях города. О результатах проведенных проверок ежеквартально докладывать в Комитет здравоохранения.
6. Решение коллегии от 26 декабря 1996 г. (протокол N 22-2) "О ходе выполнения решения коллегии от 11.04.96 г. (протокол N 7-1) "Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях системы Департамента здравоохранения г.Москвы" снять с контроля как выполненное.
7. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя председателя Комитета здравоохранения Полякова С.В.
Заместитель председателя коллегии, |
С.В.Поляков |
Секретарь коллегии |
Т.С.Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 2 марта 2000 г. (Протокол N 4-2) "Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения (в порядке контроля за выполнением решения коллегии от 26.12.96 г., протокол N 22-2)"
Текст решения официально опубликован не был