город Москва |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А41-40329/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Лира Торг": Андриановой Л.И. (дов. N 199 от 05.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: Богомолова С.В. (дов. N 97/Д от 19.08.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росимущества: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 28 мая 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2014 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 г.,
принятого судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-40329/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лира Торг" (ОГРН 1057746710823; 125047, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 18)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Москва, ул. Поклонная, д. 13; Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8; ОГРН 1047727043561),
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Лира Торг" (далее - ООО "Лира Торг", общество, заявитель) является собственником следующих объектов недвижимого имущества: здания склада N 1, общей площадью 42,9 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169734 от 24 декабря 2007 г.); здания склада N 2, общей площадью 196 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169741 от 24 декабря 2007 г.); здания гаража N 1, общей площадью 1312,6 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169736 от 24 декабря 2007 г.); здания гаража N 2, общей площадью 812,5 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169735 от 24 декабря 2007 г.); здания котельной N 1, общей площадью 219 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169742 от 24 декабря 2007 г.); здания котельной N 2, общей площадью 506,5 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169737 от 24 декабря 2007 г.); здания насосной станции, общей площадью 150,7 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169738 от 24 декабря 2007 г.); здания артезианской скважины, общей площадью 6 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169740 от 24 декабря 2007 г.); комплексного здания, площадью 4 626,2 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 HBN N 169739 от 24 декабря 2007 г.).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:26:091002:12 по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала N 50:26:09100:2, (вблизи дер. Васильчиково, в/ч 28000).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12 является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-ABN N 133218 от 04 апреля 2011 г.).
14 февраля 2012 г. ООО "Лира Торг" обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) с заявлением вх. N 2958 по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12 в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 02 апреля 2012 г. за N ИЛ/04-3030 ТУ Росимущества в Московской области сообщило обществу о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно: выписки из ЕГРП на земельный участок и на объекты недвижимого имущества, расположенные на нем.
24 января 2013 г. указанные документы были представлены ООО "Лира Торг" в ТУ Росимущества в Московской области (вх N 1433), что подтверждается письмом N 13/К от 23 января 2013 г.
Письмом от 27 мая 2013 г. за исх. N 8А/04-3916 ТУ Росимущества в Московской области заявителю было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12 в связи с наличием на нем трех ветхих строений (зданий) из девяти.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Лира Торг" с заявлением к ТУ Росимущества в Московской области и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) со следующими требованиями:
о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Московской области, выразившегося в неисполнении в установленный срок обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N 50:26:091002:12, площадью 106 071 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала N 50:26:09100:2 и ненаправлении в адрес Росимущества документов, принятых согласно Административного регламента от ООО "Лира Торг" для предоставления в собственность земельного участка;
о признании незаконным бездействия Росимущества, выразившегося в неисполнении в установленный срок обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N 50:26:091002:12, площадью 106 071 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала N 50:26:09100:2 и не направлении в адрес ООО "Лира Торг" проекта договора купли-продажи земельного участка;
о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Московской области, выраженного в письме от 27 мая 2013 г. исх. N 8А/04-3916, о предоставлении в собственность ООО "Лира Торг" на льготных условиях земельного участка с кадастровым номером N 50:26:091002:12, площадью 106 071 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала N 50:26:09100:2;
об обязании ТУ Росимущества в Московской области направить документы, принятые согласно Административного регламента от ООО "Лира Торг" для предоставления в собственность земельного участка, в адрес Росимущества для предоставления в собственность земельного участка;
об обязании Росимущества принять решение о предоставлении в собственность ООО "Лира Торг" на льготных условиях (в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка) земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12, площадью 106 071 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала " 50:26:09100:2;
об обязании Росимущества в месячный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12, площадью 106 071 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, в центральной части кадастрового квартала N 50:26:09100:2 и направить его в адрес ООО "Лира Торг".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2014 г. отменено в части признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в Московской области и Росимущества. В удовлетворении требований ООО "ЛираТорг" в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области обжаловало их в суд кассационной инстанции.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества в Московской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность ООО "Лира Торг" и обязании ТУ Росимущества в Московской области и Росимущества совершить действия, необходимые для предоставления земельного участка в собственность ООО "Лира Торг", полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав на то, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами не принят во внимание пункт 4.6.3 Положения о ТУ Росимущества в Московской области, утвержденное приказом Росимущества N 66 от 05 марта 2009 г. (далее - Положение), в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "Лира Торг", согласно которому территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар только по поручению Росимущества. Поскольку площадь испрашиваемого обществом земельного участка значительно превышает один гектар, у ТУ Росимущества в Московской области отсутствовали правовые основания по распоряжению земельным участком, в том числе в связи с отсутствием поручения Росимущества относительно данного земельного участка. Также приведены доводы относительно несогласия с представленным в материалы дела обществом экспертным заключением.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "Лира Торг", Росимущества и Управления Росреестра по Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ООО "Лира Торг" против ее удовлетворения возражал.
Представители Росимущества и Управления Росреестра по Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, предусмотрено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г.N 432).
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 4.1 Положения ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий, непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6 Положения).
Приказом Минэкономразвития России от 07 ноября 2011 г. N 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным отказа ТУ Росимущества в Московской области, выраженного в письме от 27 мая 2013 г. исх. N 8А/04-3916, суды пришли к выводу о том, что он не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, испрашиваемом в собственность, и в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность; при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность требования законодательства к форме и содержанию такого заявления были соблюдены; заявитель имеет право приобрести земельный участок с кадастровым номером 50:26:091002:12 по льготной цене в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом судами принято во внимание заключение экспертов, выполненное ФГБОУ ВПО "Государственный университет по землеустройству" по заказу ООО "Лира Торг", из которого следует, что все элементы внутренней структуры объекта связаны между собой коммуникационной инфраструктурой, которая спроектирована таким образом, что фактически нет свободных участков, которые могли бы существовать отдельно от всех элементов данного объекта; для использования и обслуживания зданий, расположенных на рассматриваемом участке, с учетом всех современных технологических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также для обеспечения комфортных условий работы людей, площадь данного участка 106 700 кв. м соответствует минимально необходимым требованиям; визуальный осмотр выявил, что все здания и сооружения, постройки 70-х годов прошлого века, находятся в удовлетворительном, рабочем состоянии и пригодны к дальнейшему использованию. А также заключен договор с ООО "Виктория" на установку газовых котлов в котельных N 1 и N 2.
Поскольку общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка 14 февраля 2012 г., то есть в пределах срока, установленного статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что у общества возникло право на выкуп земельного участка по льготной цене, действовавшей до 01 июля 2012 г. в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
При этом доказательств ограничения земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:12 в обороте или изъятия его из оборота, отсутствия прав ООО "Лира Торг" на указанный земельный участок, ответчиком при рассмотрении дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции представлено не было.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области указывает на то, что поскольку площадь испрашиваемого обществом земельного участка значительно превышает один гектар, у ТУ Росимущества в Московской области в силу пункта 4.6.3 Положения отсутствовали правовые основания по распоряжению земельным участком, в том числе в связи с отсутствием поручения Росимущества относительно данного земельного участка.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из отсутствия у ТУ Росимущества в Московской области оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку в силу принадлежности объектов недвижимости заявителю на праве собственности, он имел исключительное право на приобретение расположенного под ними земельного участка, правом на распоряжение которым обладало ТУ Росимущества в Московской области. Обстоятельства, связанные с ветхостью зданий, ТУ Росимущества в Московской области не доказаны.
Доводы ТУ Росимущества в Московской области о несогласии с представленным в материалы дела обществом экспертным заключением подлежат отклонению, поскольку представленное обществом заключение эксперта отвечает требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем экспертное заключение правильно признано судом надлежащим доказательством по делу, а несогласие истца с позицией эксперта не свидетельствует об ошибочности выводов, изложенных в заключении.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов обжалуемой части.
В части удовлетворения заявленных требований общества и отказа в части признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в Московской области и Росимущества кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 г. по делу N А41-40329/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.