г. Москва |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А40-143648/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - государственного бюджетного учреждения города Москвы "Мосзеленхоз" - не явился (извещен надлежаще)
от заинтересованного лица - Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 02 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения города Москвы "Мосзеленхоз"
на решение от 30 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 20 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-143648/14
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Москвы "Мосзеленхоз"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Мосзеленхоз" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 22.08.2014 N 0608-37/2014 о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Закон N 45).
Решением от 30.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2015, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 30.10.2014 и постановление от 20.02.2015 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.02.2014 в период с 12 часов 45 минут по 13 часов 15 минут на территории общего пользования со свободным доступом с адресными ориентирами: Москва, ул. Новослободская (территория детского парка "Новослободский") установлен факт нарушения Учреждением правил содержания зеленых насаждений, выразившегося в складировании загрязненного снега с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,05 м до 0,20 м вдоль пешеходных дорожек.
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещенной на озелененной территории, произведен отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в четырех точках.
Первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992950). Вторая проба отобрана с места складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992951). Третья проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992952). Четвертая проба отобрана с мест складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3992953).
При проведении отбора проб снега составлен акт отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
В соответствии с протоколом исследования снега от 06.02.2014 N 275-278, поступившему из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ):
- проба N 275 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 105 мг дм3, калий - 2,06 мг/дм3, кальций - 27,4 мг/дм3, магний - 1.71 мг дм3, натрий - 37,3 мг/дм3;
- проба N 276 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 5890 мг/дм3, калий - 23,1 мг/дм3, кальций - 466 мг дм\ магний - 4.58 мг/дм3, натрий - 4110 мг/дм3;
- проба N 277 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 71 мг/дм3, калий 0, 764 мг/дм 3, кальций - 16,7 мг/дм3, магний - 1.30 мг дм3, натрий - 43,1 мг/дм3;
- проба N 278 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 7300 мг/дм3, калий - 11,5 мг/дм3, кальций - 657 мг/дм3, магний - 3,79 мг/дм3, натрий - 3650 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с основой пробой, содержится в снеге, который отобран с мест складирования снега.
Выявленные нарушения отражены в акте обследования территории от 03.02.2014 N 0608-37/2014.
В связи с выявленным нарушением в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 18.07.2014 N 0608-37/2014, на основании которого оспариваемым постановлением Департамента от 22.08.2014 N 0608-37/2014 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 4.17 Закона N 45 и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего нормативно-правового анализа.
В соответствии с частью 2 статьи 4.17 Закона N 45 нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зеленые насаждения расположены.
Согласно статье 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно пунктам 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в городе Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В соответствии с пунктом 4.12 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Согласно пунктам 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод. Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
Согласно пункту 2.2.3 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)" снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы. При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно пункту 5.1.4 Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что факт нарушения Учреждением правил содержания зеленых насаждений подтвержден материалами административного дела.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения Учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 4.17 Закона N 45.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности судами не установлено.
Вина Учреждения в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18.07.2014, фотоматериалами, актом обследования территории от 03.02.2014 N 0608-37/2014, лабораторными исследованиями.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля Учреждения и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 4.17 Закона N 45.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2015 года по делу N А40-143648/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.