г. Москва |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А40-70847/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Моксик-М" - Зоркин П.В. - дов. от 17.06.2014
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Титова А.А. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-935/14
от третьих лиц - 1) Учреждения РАН "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова" - Ковалева М.С. - дов. от 12.02.2015 N 12202
2) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве - Грузинская А.С. - дов. от 01.09.2014 N И22-02/15070
рассмотрев 03 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моксик-М"
на решение от 11 августа 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление от 10 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-70847/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моксик-М" (ОГРН 1027739333786)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным распоряжения
третьи лица: Учреждение РАН "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Моксик-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы со следующими требованиями:
- признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 11.02.2014 N 1681 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 16, на кадастровой карте территории" (далее - Распоряжение N 1681);
- обязать Департамент издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 16, с учетом фактического землепользования и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, площадью не менее 742 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение РАН "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова" (далее - Учреждение) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве (далее - Управление Росимущества).
Решением от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2014, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 11.08.2014 и постановление от 10.12.2014 и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Департамента, Управления Росимущества и Учреждения просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником зданий по адресу: Москва, проспект 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 7, 10, 16.
Данные объекты недвижимости расположены на находящемся в федеральной собственности земельном участке площадью 61 070 кв.м с кадастровым номером 77:06:0002008:93, относящемся к категории земель населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация имущественного комплекса института", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 1, 6, 8, 11, 15, 17, 19.
Поскольку земельные участки под зданиями не были сформированы, Общество 14.09.2012 обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенных по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, строение N 7 (условный номер 24696), строение N 10 (условный номер 24699) и строение N 16 (условный номер 24705), для последующего выполнения кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.
Письмом от 27.09.2012 N 33-5-17425/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал Обществу в выдаче требуемой схемы.
Указанный отказ признан незаконным постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.11.2013 по делу N А40-164582/2012. Данным судебным актом суд обязал Департамент в месячный срок со дня принятия данного постановления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества и выдать ему схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенных по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, строения N 7, 10, 16 (условные номера 24696, 24699, 24705 соответственно).
Распоряжением N 1681 Департамент утвердил схему расположения земельного участка по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 16, на кадастровой карте территории и установил вид разрешенного использования данного участка - "участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей (1.2.3)". При этом схема утверждена в границах, занимаемых непосредственно зданием.
Ссылаясь на то, что утвержденная Распоряжением N 1681 схема расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, поскольку выполнена без учета фактического землепользования, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества. Суды исходили из того, что Общество, не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:93, не вправе претендовать на земельный участок большей площади, нежели чем занятый пятном застройки здания. Кроме того, суды указали, что уполномоченным органом по установлению границ, изданию соответствующих распорядительных документов, является Росимущество.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 статьи 36, пункту 2 статьи 35, пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшим на момент вынесения оспариваемого распоряжения, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка не осуществлен. Следовательно, вопреки выводам судов, обязанность Департамента выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории вытекает из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ независимо от того, в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является производство готовых металлических изделий, поэтому утверждение схемы расположения земельного участка Общества должно производиться с учетом вида деятельности заявителя, особенностей эксплуатации объекта недвижимости, коэффициента застройки, требований пожарной и санитарной безопасности, градостроительных норм и правил, применяемых к указанным объектам недвижимости, норм отвода земель, установленных правилами землепользования и застройки, в силу чего утверждение схемы расположения земельного участка по обрезу фундамента объекта недвижимости без учета фактического землепользования и указанных критериев противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства и нарушает права Общества.
Кроме того, судами двух инстанций не учтено, что согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории не является решением об образовании земельного участка, а является первоначальным элементом для дальнейшей процедуры формирования земельного участка, включающего в себя в числе прочего согласование и корректировку местоположения границ земельного участка, и оформления земельно-правовых отношений.
Довод Департамента о том, что постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 08.11.2013 по делу N А40-164582/2012 определило возникновение у Общества права только на земельный участок под зданием в силу закона, является неверным. В рамках данного дела вопрос о площади земельного участка не рассматривался. Напротив, в названном постановлении приведены ссылки на нормы земельного законодательства, устанавливающие, что в границы земельного участка подлежит включению как часть, занятая объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования и эксплуатации.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения по делу о признании незаконным Распоряжения N 1681, утвердившего схему расположения земельного участка по обрезу фундамента здания.
Вместе с тем требование Общества об обязании Департамента издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории с учетом фактического землепользования и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не подлежит удовлетворению. Данная обязанность установлена постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.11.2013 по делу N А40-164582/2012 и подлежит исполнению Департаментом с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, действовавших на момент вынесения данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А40-70847/14 отменить.
Признать недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 11.02.2014 N 1681 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, просп. 60-летия Октября, вл. 11А, стр. 16, на кадастровой карте территории".
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.