город Москва |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А40-110156/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца - Усков К.Г., дов. от 02.02.2015 г. б/н
от ответчика - Ашитко Т.М., дов. от 01.12.2014 г. N 91-09-20
от третьего лица - не явилось, уведомлено
рассмотрев 02 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АВТО ТехКомплекс" (истца) на решение от 17 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Дранко Л.А. и постановление от 12 февраля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Расторгуевым Е.Б., Валиевым В.Р., Трубицыным А.И.
по иску ООО "АВТО ТехКомплекс"
к ОАО "Мосэнергосбыт"
о взыскании 1.548.420 руб. 05 коп.
третье лицо: ОАО "МОЭСК"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВТО ТехКомплекс" (далее - ООО "АВТО ТехКомплекс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт") о взыскании 1.548.420 руб. 05 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося на стороне ответчика в результате оплаты истцом неучтенного потребления электрической энергии за период с 13.08.2012 г. по 13.08.2013 г., установленного актом от 29.08.2013 г. N 23Ю-001252-035, ссылаясь на допущенные ответчиком при составлении этого акта нарушения порядка определения безучетного потребления электрической энергии (мощности), установленного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), поскольку в нем не указана дата предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговороное потребление электрической энергии, что привело к необоснованному завышению размера обязательств истца, так как предыдущая контрольная проверка была проведена 08.08.2013 г.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 г., в иске отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы ответчика по поводу проведения 08.08.2013 г. предыдущей контрольной проверки, поскольку пришли к выводу о том, что при ее проведении были проверены счетчики, а не трансформаторы тока.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции указал также на непредоставление потребителем запрошенных у него проверяющими при проведении проверки 08.08.2013 г. дополнительных документов, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований считать эту проверку состоявшейся.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ООО "АВТО ТехКомплекс" оспаривает выводы судов по поводу проверки, проведенной 08.08.2013 г. инженером-инспектором сетевой организации - ОАО "МОЭСК", поскольку измерительные трансформаторы тока являются частью (входят в состав) измерительного комплекса или системы учета и также подлежат проверке сетевой организацией в рамках проведения проверки расчетных приборов учета на основании пункта 172 Основных положений, а также ссылается на то, что акты проверки как сетевой организацией, так и гарантирующим поставщиком имеют равную юридическую силу и что Основные положения не предоставляют проверяющей организации права запрашивать и не возлагают на потребителя электрической энергии обязанности предоставлять указанные в акте от 08.08.2013 г. документы, поскольку они составляются сетевой организацией в процессе технологического присоединения к электрическим сетям и, соответственно, на момент проверки имелись в распоряжении сетевой организации, а также указывает на уклонение судов от выяснения оснований для проведения ответчиком 13.08.2013 г. внеплановой проверки, по результатам которой был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 29.08.2013 г., в связи с чем просит решение от 17 ноября 2014 г. и постановление от 12 февраля 2015 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
ОАО "Мосэнергосбыт" приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы ООО "АВТО ТехКомплекс" к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства ОАО "МОЭСК" явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые истцом судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, поставка электрической энергии ООО "АВТО ТехКомплекс" осуществляется на основании договора от 04.05.2009 г. N 82446663, заключенного с ОАО "Мосэнергосбыт".
ОАО "МОЭСК" как сетевой организацией 08.08.2013 г. был составлен акт осмотра электроустановок ООО "АВТО ТехКомплекс" (абонента N 82446663), в котором указано на то, что электроснабжение этого лица производится по договору с ОАО "Мосэнергосбыт", однако разрешительная техническая документация не представлена.
По результатам проверки электроустановок ООО "АВТО ТехКомплекс", проведенной ОАО "Мосэнергосбыт" как гарантирующим поставщиком, был составлен акт от 29.08.2013 г., в котором указано на проверку, проведенную 13.08.2013 г., а также содержится предписание восстановить нарушенный учет потребляемой электрической энергии.
Результаты безучетного потребления со стороны ООО "АВТО ТехКомплекс" электрической энергии оформлены ОАО "Мосэнергосбыт" актом от 29.08.2013 г. N 23Ю-001252-035, который не содержит сведений о проверке, проведенной 08.08.2013 г. ОАО "МОЭСК", в связи с чем период безучетного потребления определен как с 13.08.2012 г. по 13.08.2013 г.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям названного документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.
В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 названного документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.
В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в разделе X порядку для их проведения сетевой организацией.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с пунктами 173 - 177 названного документа.
В соответствии с пунктом 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 названного документа.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
В соответствии с пунктом 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;
лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В случае если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций не установили, в связи с чем ОАО "МОЭСК" как сетевой организацией проводился 08.08.2013 г. осмотр электроустановок ООО "АВТО ТехКомплекс" и, соответственно, наличие оснований для внеплановой проверки 13.08.2013 г. приборов учета истца со стороны ОАО "Мосэнергосбыт" как гарантирующего поставщика, поэтому вынесенные по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует также разрешить вопрос о том, может ли потребитель нести отрицательные последствия от ненадлежащего исполнения сетевой организацией обязанности при проведении проверки, имея в виду, что Основные положения возлагают как на сетевую организацию, так и на гарантирующего поставщика обязанность по результатам проверки составить акт и не предусматривают возможность уклониться от составления такого акта, если проверка расчетных приборов была начата.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 года по делу N А40-110156/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.