г. Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А40-99141/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н. С.,
судей Дунаевой Н. Ю., Бочаровой Н. Н.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Центр лицензирования и сертификации": Макешин М.Ю., дов. от 26.06.2014,
от ответчика - Департамента городского имущества г. Москвы: Волохов В.П., дов. от 30.12.2014,
рассмотрев 4 июня 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр лицензирования и сертификации"
на решение от 11 ноября 2014 года,
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Голоушкиной Т.Г.,
на постановление от 20 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр лицензирования и сертификации" (ОГРН 1027704008584, ИНН 7704246388)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о признании одностороннего увеличения арендной платы незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр лицензирования и сертификации" (далее - ООО "Центр лицензирования и сертификации", истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к департаменту имущества г. Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании величины рыночной стоимости годовой арендной платы с 01.07.2014 в размере 8 448 510 40 руб. (без НДС), ставки арендной платы в месяц в размере 704 042, 53 руб. (без НДС), цену за 1 кв.м. в год (без НДС) - 18 271, 00 руб., заявленную Департаментом имущества города Москвы в Уведомлении от 23.12.2013 N 33-А-175179/13-(0)-0 на пользование недвижимым памятником истории и культуры "Усадьба Черткова", XVIII-XIX вв." по адресу: Москва, Мясницкая ул., д.7, стр.10, необоснованной и не подлежащей применению (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований ООО "Центр лицензирования и сертификации" указывало, что является субъектом малого предпринимательства, уведомлении от 23.12.2013 N 33-А-175179/13-(0)-0 противоречит п. 2.4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, Департаментом в течение года дважды изменен размер арендной платы, к уведомлению не приложен отчет об оценке, полагает, что оценка ответчиком не проводилась, в связи с чем ставка арендной платы является необоснованной и недостоверной.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2014 по делу N А40-99141/14 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Центр лицензирования и сертификации", в которой заявитель просит отменить решение и постановление, удовлетворить заявленные требования.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на п. 10 Дополнительного соглашения от 21.04.2010 к договору, согласно которому начиная с 2010 года, Арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением. Арендодатель направляет в адрес Арендатора уведомление (заказным письмом с уведомлением), подписанное Арендодателем с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы, с приложением расчета.
ООО "Центр лицензирования и сертификации" не согласно с увеличением ответчиком с 01.07.2014 более чем в 5 раз рыночной ставки годовой арендной платы (без НДС) - 8 448 510, 40 руб., месячной арендной платы (без НДС) в размере 704 042, 53 руб. и ценой за 1 кв.м. в год (без НДС) - 18 271, 00 руб.
По мнению заявителя, у ответчика не было законных оснований для одностороннего увеличения арендной платы, оформленного Уведомлением N 33-А-175179/13-(0)-0 от 23.12.2013 о ставке арендной платы на 2014 год.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Центр лицензирования и сертификации" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, представитель Департамента возражал против доводов заявителя, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 01.07.2003 между Государственным учреждением "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" (Госорган) и ООО "Центр лицензирования и сертификации" (арендатором) заключен охранно-арендный договор N 202з, согласно которому госаорган сдает, а арендатор принимает в арендное пользование памятник истории и культуры "Усадьба Черткова", XVIII-XIX вв.", расположенный по адресу: Москва, Мясницкая ул., д.7, стр.10, площадью 446,9 кв.м., для использования под конторские помещения.
Платежи и расчеты по договору согласованы сторонами в раздел II "Арендная плата".
Дополнительным соглашением от 21.04.2010 к охранно-арендному договору Департаментом имущества города Москвы был присвоен учетный N 00- 00008/04 от 13.01.2004.
Согласно п. 2 Дополнительного соглашения от 21.04.2010 название "охранно-арендный договор" заменено на "договор аренды", а Государственное учреждение "Главное управление охраны памятников г.Москвы" заменено на "Департамент имущества города Москвы".
В п. 4 Дополнительного соглашения от 21.04.2010 раздел II "Арендная плата" охранно-арендного договора изложено в новой редакции:
В п. 2.1. договора (в редакции Дополнительного соглашения от 21.04.2010) за указанный в разделе 1 договора объект величина арендной платы за объект устанавливается в соответствии с уведомлением о размере арендной платы. Величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы и не может быть снижена.
В силу п. 10 договора (в редакции Дополнительного соглашения от 21.04.2010), начиная с 2010 года, Арендодатель вправе в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы. Указанное изменение ставки производится при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы. Изменение ставки арендной платы оформляется уведомлением. Арендодатель направляет в адрес Арендатора уведомление (заказным письмом с уведомлением), подписанное Арендодателем с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы, с приложением расчета.
Департамент уведомлением от 23.12.2013 N 33-А-175179/13-(0)-0 известил арендатора о том, что в соответствии с Постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП и N800-ПП за арендуемые помещения с 01.01.2014 по 30.06.2014 действует ставка годовой арендной платы (без НДС) - 1 618 400, 00 руб., ставка месячной арендной платы (без НДС) - 134 866, 67 руб., цена за 1 кв.м. в год (без НДС) - 3 500 руб.
С 01.07.2014 действует рыночная ставка с учетом инфляции ставка годовой арендной платы (без НДС)- 8 448 510, 40 руб., ставка месячной арендной платы (без НДС)- 704 042, 53 руб., цена за 1 кв.м. в год (без НДС) - 18 271, 00 руб.
При рассмотрении дела Департамент заявленные требования не признал, указывал, что по заключенному с истцом договору с 01.07.2014 установлена рыночная ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика (отчет об оценке от 04.10.2013 N 880-14/2013), согласно произведенной рыночной оценке арендная ставка составляет 18 271, 00 руб. за 1 кв.м. в год (без НДС). На отчет об оценке от 04.10.2013 N 880-14/2013 подготовлено положительное экспертное заключение Делового союза оценщиков от 06.11.2013 N 1173/11/13, которым данный отчет проверен на соответствие требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим нормативно-правовым акта.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Однако при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции истец о назначении судебной экспертизы с целью установления действительной рыночной стоимости арендной платы за пользование помещениями не заявлял.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что в последний раз до ее увеличения оспариваемым уведомлением ставка арендной платы изменялась дополнительным соглашением от 01.01.2013, согласно которому с 01.01.2013 ставка арендной платы за один квадратный метр составляла 3500 руб., площадь арендуемого помещения составляет 462,40 кв.м.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что арендодатель был вправе изменить арендную плату со II-го полугодия 2012 года соразмерно действующей рыночной ставке арендной платы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суды указали, что увеличение размера арендной платы за пользование помещениями было вызвано также увеличением арендуемой истцом площади до 462,40 кв.м., что подтверждается справкой Центрального ТБТИ от 29.08.2012 о данных технического учета по состоянию на дату последнего обследования 22.08.2012.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия отклоняет их в связи со следующим.
Правовым основанием для принятия оспариваемого уведомления явились Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", а также Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", положениями которых регламентируются права и обязанности сторон по договору аренды.
В соответствии с п. 4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 29.10.2013) о действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы по истечении шестимесячного срока с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления.
Однако в указанном постановлении обязанность Департамента направлять в качестве приложения к уведомлению отчет об оценке не предусмотрена.
В материалах дела имеется дополнительное соглашением от 01.01.2013 к договору аренды, подписанное между сторонами, которым согласована ставка арендной платы за один квадратный метр в 3500 руб.
Таким образом, ставка арендной платы в 3500 руб. за один квадратный метр действовала в период с 01.01.2013 и арендодателем не изменялась до направления оспариваемого уведомления, которым была установлена новая ставка с 01.07.2014.
В связи с этим несостоятелен довод заявителя о неправомерном изменении размера арендной платы более одного раза в год, чем это предусмотрено условиями договора.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2014 года по делу N А40-99141/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
Н.Ю.Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.