город Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А41-53659/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Тамбовцев Е.Е., дов. от 23.12.2014 г. N 1631/2.12
от ответчика - не явился, уведомлен
от третьих лиц - не явились, уведомлены
рассмотрев 04 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области (истца)
на решение от 11 декабря 2014 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Капаевым Д.Ю.
и постановление от 04 марта 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Черниковой Е.В., Боровиковой С.В., Ивановой Л.Н.
по иску администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области
к администрации Одинцовского муниципального района Московской области
о признании права собственности
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области
УСТАНОВИЛ: администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрации района) о признании за сельским поселением Барвихинское права на гидротехническое сооружение (плотину), расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, деревни Рождествено и Подушкино, на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010310:2669, и на сам земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010310:2669, ссылаясь на передачу спорной плотины сельскому поселению Барвихинское со стороны Одинцовского муниципального района Московской области в соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28.04.2009 г. N 23/21 по передаточному акту от 14.08.2009 г., а также на то, что указанным решением сельскому поселению был передан имущественный комплекс гидротехнического сооружения, который включает в себя искусственное гидротехническое сооружение, представляющее собой земляную насыпь и инженерные конструкции водосброса, и участок земли площадью 1.496 кв. м, на котором располагается плотина, на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), оформленный сообщением от 23.05.2014 г. N 66/040/2014-1010, в государственной регистрации права собственности сельского поселения Барвихинское на спорную плотину из-за не представления документа, на основании которого право собственности на эту плотину возникло у Одинцовского муниципального района Московской области, и на уклонение ответчика от совершения действий, направленных на государственную регистрацию ранее возникшего права собственности Одинцовского муниципального района Московской области на спорную плотину.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федеральной службы по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) и Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2015 г., в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обращение администрации поселения в арбитражный суд с настоящим иском, при отсутствии аргументированных возражений со стороны администрации района, направлено на уклонение от установленного порядка государственной регистрации права собственности на спорное имущество, на создание видимости частноправового спора для получения формальных оснований регистрации права собственности на спорное имущество и на подмену законных функций государственных органов по регистрации прав на недвижимое имущество, что противоречит публичному порядку и, следовательно, является недопустимым.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты администрация поселения настаивает на своих доводах о том, что администрация района, не заявляя о своих притязаниях на спорную плотину, в то же время своим фактическим бездействием по государственной регистрации ранее возникшего права на спорное имущество нарушает права истца, поскольку в силу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, в связи с чем просит, с учетом уточнения требований в заседании суда кассационной инстанции, решение от 11 декабря 2014 г. и постановление от 04 марта 2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы администрации поселения к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые истцом судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Администрация поселения, обращаясь в арбитражный суд с иском к администрации района о признании права на спорную плотину как гидротехническое сооружения, в своем исковом заявлении признавала, что в результате устройства спорной плотины в 1962 г. на правом притоке р. Саминка, между селами Рождественно и Подушкино, в 3,5 км на север по Подушкинскому шоссе от г. Одинцово Московской области был образован пруд.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с частью 3 этой же статьи право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Советом депутатов Одинцовского муниципального района в целях разграничения муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской области и сельским поселением Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области было принято решение от 28.04.2009 г. N 23/21 "Об утверждении перечня муниципального имущества Одинцовского муниципального района Московской области, передаваемого в собственность сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области".
Согласно пункту 6 этого решения право собственности на объекты, передаваемые в собственность сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, возникает со дня вступления в силу этого решения и с момента государственной регистрации права на имущество, подлежащее такой регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникшего до введения в действие названного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Уклонение администрации района от государственной регистрации ранее возникшего права как стороны, отчуждающей спорный объект недвижимости, не может служит основанием для возникновения права у ответчика как приобретателя этого объекта, поскольку противоречит установленному порядку возникновения прав на объекты недвижимости, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2015 года по делу N А41-53659/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.