г. Москва |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А40-87054/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - А.Л. Новосёлова,
судей: Н.В. Дегтяревой и И.В. Чалбышевой
при участии в заседании:
от истца - Романова Б.С. (дов. от 24.11.2014 N 1/06-2000)
от ответчика -
от третьего лица - Романова Б.С. (дов. от 13.01.2015 27/6)
рассмотрев 09 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
на постановление от 12 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Седовым С.П., Лящевским И.С., Семикиной О.Н.,
по иску Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, 241050, г. Брянск, пр-кт Ленина, д. 35)
к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1),
2) Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области
(ОГРН 1023202746577, 241050, г. Брянск, пр-кт Ленина, д. 33)
третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации
(ОГРН 1023202742089, 241002, г. Брянск, пр-кт Ленина, д. 35)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Брянской городской администрацией о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации суммы убытков в размере 1 026 207 руб.
Определением от 22 сентября 2014 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент финансов Брянской области. Однако, исковые требования к Брянской области истцом не предъявлялись. Истец не ходатайствовал о привлечении к участию в деле второго ответчика. Финансовое управление Брянской городской администрации участвует в деле в качестве третьего лица.
Решением от 27 ноября 2014 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности вины ответчика в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненными убытками, а также доказанности размера убытков, подтвержденных допустимыми доказательствами.
Постановлением от 12 марта 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2014 года Арбитражный суд города Москвы отменено, в удовлетворении иска отказано.
Судом установлено и из материалов дела следует, что во исполнение решения Советского районного суда города Брянска от 20 марта 2012 года Брянская городская администрация предоставила Фокиной Е.М. по договору социального найма жилое помещение (N 1316 от 24 февраля 2014 года), находящееся по адресу: г. Брянск, ул. Флотская, д. 32, кв. 14, общей площадью 37,8 кв.м., которое было приобретено за 1 026 207 рублей.
Судом установлено, что Фокина Е.М. относится к категории инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, имеет право на внеочередное предоставление жилья на основании распоряжения Володарской районной администрации г. Брянска N350-р от 24 июля 2009 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом этих обстоятельств истец обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции указал следующее.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред подлежит возмещению за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом основной закон государства предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации соответствующих полномочий в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, прямо закреплено в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С целью обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, с 02 декабря 1995 года на территории Российской Федерации введен в действие Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, такое обеспечение, исходя из содержания названной нормы, может производиться, в том числе путем предоставления жилых помещений инвалидам на условиях социального найма.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением Советского районного суда города Брянска от 20 марта 2012 года по делу N 2-2307 (2012) Брянская городская администрация обязана предоставить Фокиной Е.М., жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в города Брянска.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ у Фокиной Е.М. возникло право на получение жилого помещения.
Постановлением главы Брянской городской администрации N 204-п от 30 января 2014 года предоставлено Фокиной Е.М. по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда города Брянска, расположенное по адресу: город Брянск, ул. Флотская, дом 32, кв. 14.
Договор социального найма между Бежицкой районной администрацией г. Брянска и Фокиной Е.М. заключен 24 февраля 2014 года.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (часть 6 статьи 19 Закона N 131-ФЗ).
Исходя из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с этим, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, которая заключается в ненадлежащем исполнении обязательств; причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками; наличие и размер понесенных убытков.
При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Вместе с тем, противоправность действий Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации материалами дела не подтверждена.
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Обязанность по предоставлению Фокиной Е.М. жилого помещения по договору социального найма возложена на Брянскую городскую администрацию вступившим в законную силу судебным актом от 20 марта 2012 года. При этом Российская Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле не привлекалась.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Брянской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ исполнена в полном объеме, претензии относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Брянской области не поступали.
Указанные обстоятельства подтверждаются отчетами финансового управления Брянской области о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета в 2012, 2013 годах.
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что иное для спорных правоотношений федеральными законами не установлено.
Таким образом, к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Что касается оказания финансовой помощи субъектам, то оно осуществляется исключительно методами межбюджетного регулирования.
При этом муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации не полномочно заявлять о недостаточности бюджетных ассигнований из федерального бюджета, поскольку оно не является непосредственным получателем средств федерального бюджета и не располагает достаточным и необходимым документальным обоснованием для таких выводов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отметил, что выводы о противоправности бездействия Российской Федерации ввиду отказа от исполнения обязательства по компенсации расходов за счет федерального бюджета необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление апелляционной инстанции отменить и оставить решение первой инстанции в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судами статей 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, 135-158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица поддержал позицию истца.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения постановления от 12 марта 2015 года в связи со следующим.
Апелляционная инстанция, в соответствии с ч.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определила спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснила имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
Выводы суда об обстоятельствах дела и о применении норм материального права доводами кассационной жалобы не опровергаются.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 12 марта 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-87054/14 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Н.В. Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.