Заслушав и обсудив доклад главного стоматолога Комитета здравоохранения Максимовского Ю.М., коллегия отмечает, что в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы проведена определенная работа по организации оказания стоматологической помощи населению города в условиях сочетанного финансирования.
Стоматологическую помощь взрослому населению в системе Комитета здравоохранения за отчетный период оказывали 34 стоматологических поликлиники, 144 стоматологических отделений лечебно-профилактических учреждений и 88 стоматологических кабинетов в составе диспансеров, больниц и женских консультаций. Суммарная мощность стоматологических поликлиник 19500 посещений в смену. Неотложная стоматологическая помощь в дневное время оказывается в базовых стоматологических поликлиниках округов, в ночное время в челюстно-лицевом госпитале для ветеранов войн. Все виды стоматологической помощи больным с психическими заболеваниями осуществляются в городском Центре комплексной стоматологической помощи больным при психиатрической больнице N 14. Стоматологическая помощь больным туберкулезом оказывается в туберкулезной клинической больнице N 7. Неотложная стационарная стоматологическая помощь оказывается в ТКБ N 1 им.Н.И.Пирогова, ГКБ N 36 и клинике челюстно-лицевой хирургии ММА им.И.М.Сеченова.
В 1999 году введены в эксплуатацию стоматологическая поликлиника N 66 ЦАО и N 67 ВАО.
В стоматологических учреждениях и подразделениях оказываются все виды стоматологической помощи: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая; используется электродонтодиагностика, рентгенодиагностика и физиотерапевтическое лечение.
В стоматологические учреждения в 1999 году обратилось 6391324 пациента, им было наложено 4071408 пломб, удалено 1116559 зубов, 57,3% санировано от первичных.
Врачами освоена методика пломбирования зубов высокопрочными пломбировочными материалами, композитами химического и светового отверждения, которые дают хороший косметический эффект. Ежегодно на диспансерном наблюдении состоит 42000 больных.
В 1999 году направлено на госпитализацию 13835 пациентов, было госпитализировано - 6983, в т.ч. с травмой - 3666. Летальность в городских стационарах по сравнению с 1996 г. уменьшилась на 50% и составила 0,3.
Ортопедическая стоматологическая помощь в 1999 году оказывалась в 70 ортопедических отделениях и кабинетах. В настоящее время в ряде округов имеется очередность на бесплатное зубное протезирование из-за низкой укомплектованности и обеспеченности врачами-стоматологами ортопедами и зубными техниками. В 1999 году получили протезы 240586 пациентов, в т.ч. бесплатно 201060 человек, процент бесплатного зубного протезирования 83,5. Уменьшилось до 1-3 месяцев время ожидания вызова на льготное зубопротезирование (в начале 90-х годов оно составляло более 1 года).
Детская стоматологическая служба представлена 26 детскими стоматологическими поликлиниками, а также стоматологическими отделениями и кабинетами в детских городских поликлиниках и стоматологических поликлиниках для взрослых.
Открыт стоматологический центр при ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова по лечению детей с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией, а также центр челюстно-лицевой хирургии при ДГКБ Святого Владимира.
Общее количество посещений детьми до 14 лет за 1999 год составило 2523784, из них первичных - 948810, санировано детей от первично обратившихся в поликлиники 46% (436899). Количество осложненного кариеса на 1000 обследованных - 12,6. Количество удаленных зубов на 1000 - 8,1 (в 1997 году этот показатель составил 9,8).
В настоящее время в городе имеется 1325 школ и лишь в 640 есть школьные стоматологические кабинеты, причем в 472 кабинетах имеется устаревшее оборудование и только 168 школ оборудованы новыми стоматологическими установками.
С 1996 года сохраняется тенденция закрытия стоматологических кабинетов в школах, например, в ЦАО они отсутствуют в 46 школах (30%), в ЗАО - в 22 школах (17%), в ЮАО и САО - в 16 школах, а в СВАО - в 80% школ. В ряде школ кабинеты не укомплектованы врачами. Все это указывает на отсутствие скоординированной работы с органами и учреждениями Комитета образования г.Москвы.
Несмотря на имеющиеся трудности, в течение 1999 года в школах города осмотрено 670585 детей, санировано от нуждающихся 79%.
В детских садах в 1999 год осмотрено 84443 ребенка, санировано от нуждающихся 76,4%.
В настоящее время в г.Москве реализуется программа диспансеризации детского населения всех возрастов. В рамках этой программы проводятся и профилактические мероприятия, герметизация фиссур постоянных зубов у детей шести и двенадцати лет, что в дальнейшем приведет к снижению стоматологической заболеваемости. Всего по городу санировано 79,1% от нуждающихся в лечении по декретированным возрастным группам. Проведено профилактических мероприятий (герметизация фиссур) специальными материалами (герметиками) на 48533 зубах, что на 1281 больше, чем в 1998 году.
Нуждаемость детей и подростков в ортодонтическом лечении на протяжении нескольких последних лет колеблется в пределах 60-63%, ортодонтическое лечение получили 53228 детей. Закончили лечение 40% от принятых на это лечение детей.
Доля бюджетного финансирования в сумме всех поступлений в 1998 г. во взрослые стоматологические поликлиники составила 66,3%, в 1999 - 61,9%, от ОМС, соответственно, 27,9% и 25,5%, от платных услуг 9,8% и 12,6%. Процент бюджетного финансирования взрослых стоматологических поликлиник от плановых ассигнований составил в 1998 г. 67,2%, в 1999 г. - 85%. Если в 1998 г. все взрослые стоматологические поликлиники получили по ОМС порядка 31 млн.рублей, то в 1999 году из того же источника они уже имели около 58 млн.рублей (180%). В 1998 г. поликлиники заработали по платным услугам 13036622 рублей, а в 1999 году эта сумма возросла в 2,2 раза, составив 28639695 рублей.
Финансовая деятельность стоматологических учреждений постоянно находилась под пристальным вниманием различных контролирующих органов: Так, в 1999 году КРУ Минфина по Москве были проверены стоматологические поликлиники NN 4, 13, 27, и 34 ЮВАО. Государственной инспекцией цен проводились проверки стоматологических поликлиник NN 48, 64 ЮЗАО, N 23 ЗАО, N 34 ЮВАО, N 8 BAO, N 3 ЦАО, N 7 ЮЗАО. Были выявлены нарушения государственной дисциплины цен при оказании ортопедических стоматологических услуг.
Проверки, проведенные в ходе подготовки материалов коллегии показывают, что стоматологические учреждения (подразделения) испытывают большие финансовые трудности, которые влекут за собой ряд негативных последствий. Не могут внедряться новые технологии, в результате невозможно развивать конкурентоспособные платные услуги. 42% пломб, которые накладываются при лечении зубов, из цемента. Платные услуги в стоматологических поликлиниках не дают возможности компенсировать недостаток бюджетного финансирования из-за низкой стоимости платных стоматологических услуг. При имеющихся материально-технической базе стоматологических поликлиник, уровне организации их работы, обеспеченности квалифицированными кадрами, объем платных услуг в них невелик, в основном в них оказывается медицинская помощь в рамках Московской городской программы обязательного медицинского страхования.
В особо сложном положении находятся стоматологические отделения городских поликлиник: укомплектованность врачебными кадрами хуже, средняя заработная плата врачей стоматологов на 40-50% ниже, чем в стоматологических поликлиниках.
Не разработаны основные направления развития стоматологической помощи, особенно детям.
Не выполнен пункт 3 Решения Комиссии по социальной политике Московской городской Думы по вопросу "Состояние организации стоматологической помощи детям и пути ее совершенствования" (Протокол N 34 от 7 декабря 1998 г.) о проведении эксперимента по организации смешанного приема детей и родителей ("Семейная клиника") на базе детских стоматологических поликлиник.
Не налажено четкое взаимодействие с Ассоциацией стоматологов Москвы как в вопросах лицензионной деятельности, так и в организации стоматологической помощи в подведомственной и альтернативной службе.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад главного стоматолога Максимовского Ю.М. и отметить, что в целом стоматологическая служба города в условиях сочетанного финансирования выполняет возложенные задачи по оказанию всех видов специализированной помощи.
2. Считать целесообразным разработку основных направлений работы стоматологической службы на период до 2005 г.
3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов:
3.1. Обеспечить контроль за полнотой охвата и проведением диспансеризации детей и подростков.
Срок: ежегодно
3.2. Совместно с окружными управлениями образования решить вопрос о функционировании стоматологических кабинетов во всех школах административных округов, укомплектовать вновь открываемые кабинеты врачами-стоматологами и необходимым медицинским оборудованием.
Срок: 2000-2001 гг.
3.3. При планировании программ капитального ремонта на 2001 г. и последующие годы включать в титульный список выполнение ремонта стоматологических поликлиник.
Срок: ежегодно
3.4. В условиях ограниченных возможностей бюджета направлять внебюджетные средства на развитие материальной базы стоматологических учреждений (подразделений).
Срок: 2000-2001 гг.
3.5. Подготовить предложения и обоснование строительства стоматологических поликлиник в районах массовой жилой застройки для включения в инвестиционную программу на 2000-2001 гг.
Срок: 01.10.2000
3.6. Осуществлять оказание платных медицинских услуг взрослому населению в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативно-инструктивными документами. До особого разрешения прекратить практику оказания платных медицинских услуг в детских стоматологических поликлиниках.
4. Начальникам управлений здравоохранения ЦАО (Семенов А.С.) и СЗАО (Чередниченко Л.С.) представить предложения по проведению эксперимента "семейная клиника" в детских стоматологических поликлиниках N 30 ЦАО и N 26 СЗАО.
Срок: 01.10.2000
Приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 20 ноября 2000 г. N 464 утверждено Временное положение о кабинете смешанного приема детей и родителей ("Семейная клиника")
5. И.о. начальника управления организации медицинской помощи Комитета здравоохранения (Хрупалов А.А.) и главному стоматологу Комитета (Максимовский Ю.М.):
5.1. Подготовить предложения по изменению и дополнению стандартов амбулаторно-поликлинической помощи по стоматологии.
Срок 01.10.2000
5.2. Представить предложения по организации комиссии по экспертизе качества оказания стоматологической помощи.
Срок: 15.10.2000
5.3. Подготовить проект распорядительного документа Комитета здравоохранения о принципах профессионального поведения (этический Кодекс) специалистов стоматологического профиля.
Срок: 15.10.2000
5.4. Совместно с главным детским стоматологом Комитета (Васина С.А.)
5.4.1. Определить потребность в оказании ортодонтической помощи детям с использованием брэкет-систем.
Срок: 01.11.2000
5.4.2. Провести анализ обеспечения оказания стоматологической помощи детям по обязательному и добровольному медицинскому страхованию и представить предложения по дальнейшему ее совершенствованию из средств ОМС.
Срок: 01.09.2000
5.5. Совместно с начальником отдела по вопросам госслужбы и кадрам (Ершов В.В.) подготовить обращение к администрации МГМСУ о создании постдипломного сертификационного курса по экспертизе для врачей стоматологов.
Срок: 01.09.2000
5.6. Совместно с начальником управления лицензирования и аккредитации (Савельев А.А.), директором Центра медицинской инспекции (Кулевич А.Ю.) и стоматологической Ассоциацией Москвы подготовить предложения по совершенствованию работы по контролю за соблюдением условий лицензирования, качеству оказания стоматологический помощи и упорядочению проведения совместных проверок стоматологических учреждениях независимо от форм собственности.
Срок: 01.01.2001
6. Заместителю председателя Комитета (Лукашев А.М.) на основании представленной потребности в брэкет-системах, определить объем финансирования ортодонтической помощи детям на 2001 г. и представить предложения по целевому финансированию указанного вида стоматологической помощи.
Срок: 01.01.2001
7. Главному стоматологу Комитета (Максимовский Ю.М.) в установленном порядке подготовить предложения в городскую комиссию по тарифам на платные стоматологические услуги и изменению тарифов по городской программе обязательного медицинского страхования.
Срок: 01.10.2000
8. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя Председателя Комитета С.В.Полякова.
Председатель Коллегии, |
А.П.Сельцовский |
Секретарь Коллегии |
Т.С.Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 22 июня 2000 г. N 11-1 "О работе учреждений стоматологической службы в условиях сочетанного финансирования"
Текст решения официально опубликован не был