Требование: о признании незаконными действий в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А41-47572/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТТК-Абрамцево" - Чумаченко И.В. по дов. N 21 от 22.09.2014;
от заинтересованного лица: ФКП "Росреестра" по Московской области - не явился, извещен;
от третьих лиц:
1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен;
2) ФГБУ ""Национальный парк "Лосиный остров" - Седакова А.В., по дов. N 5/по-2015, Юнусова Л.А. по дов. от 03.09.2014
3)Администрация городского округа Балашиха - не явился, извещен;
4)Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Сорокин И.А. по дов. от 21.11.2014 N 01-08-35/26687
5) Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области - не явился, извещен;
рассмотрев 08 июня 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
на решение от 07 ноября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 09 февраля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" (ОГРН 1135001004731)
о признании незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ ""Национальный парк "Лосиный остров", Администрация городского округа Балашиха, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" (далее - заявитель, общество, ООО "ТТК-Абрамцево") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, кадастровая палата), в котором просит:
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения -национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 сведения пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125.
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать ООО "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:23 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать ООО "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:24 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать ООО "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:25 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", администрация городского округа Балашиха, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), межрайонная природоохранная прокуратура Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.11.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Минприроды России и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права, без учета доводов кассаторов и представленных ими в материалы дела документов, и отказать в удовлетворении заявленных требований.
От ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" поступило заявление о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
От ООО "ТТК-Абрамцево" поступили отзыв на кассационные жалобы, а также письменные пояснения с приложением пакета документов, обосновывающих правовую позицию истца.
Суд, совещаясь на месте, определил: дополнительные документы, приложенные к кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", к письменным объяснениям ООО "ТТК-Абрамцево", а также к заявлению ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" возвратить представившим их лицам, поскольку в полномочия суда кассационной инстанции не входит сбор, исследование и оценка доказательств. Письменные пояснения ООО "ТТК-Абрамцево" также подлежат возврату, поскольку доказательств их направления всем лицам, участвующим в деле, не представлено. Дополнительные документы возвращены ООО "ТТК-Абрамцево" и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" их представителям в судебном заседании под роспись.
В судебное заседание не явились представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Московской области, Администрации городского округа Балашиха, межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области.
С учетом мнения представителей ООО "ТТК-Абрамцево", Минприроды России, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представители ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" и Минприроды России поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель ООО "ТТК-Абрамцево" возражал против отмены судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Выслушав представителей истца и третьих лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), Порядком ведения Государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, и исходили из неправомерности оспариваемых действий кадастровой палаты по причине недоказанности вхождения спорных земельных участков в зону с особыми условиями использования территорий.
Суды также указали, что кадастровая палата не доказала соблюдение заявительного порядка, либо информационного взаимодействия с органом государственной власти или органом местного самоуправления при осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков. При этом, граница земельного участка площадью 4 521,4 га, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", не была установлена уполномоченным органом в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Между тем судами не учтено следующее.
Объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 утвержден проект планировки природного парка "Лосиный остров".
Национальный парк "Лосиный остров" создан на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров".
Границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543.
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344, Постановлением Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703, Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 границы национального парка "Лосиный остров" были уточнены.
Постановлением главы администрации Балашихинского района от 16.02.1995 N 163 утверждены границы национального парка "Лосиный остров" в границах района на общей площади 4 993,6 га, из которых 4521,4 га - земли парка, 472,2 га - земли сторонних пользователей.
Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанными нормативными актами, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы территории национального парка "Лосиный остров" и его зоны охраны остаются неизменными с 1995 года.
В силу положений статьи 10 Закона о кадастре в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, Зонах с особыми условиями использования территорий. Статья 15 Закона о кадастре устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Границы территории национального парка "Лосиный остров" как земель с особыми условиями использования территорий, и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах территории национального парка "Лосиный остров" или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного национального парка и его зоны охраны в указанных границах.
Вышеизложенная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанции о недоказанности местоположения границ спорных земельных участков относительно местоположения границ территории национального парка, сделаны без учета нормативных актов о создании национального парка "Лосиный остров", содержащих границы указанного национального парка.
Довод общества о нарушении установленного статьей 16 Закона о кадастре порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений (их изменений) о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" отклоняется, поскольку исходя из положений части 3 статьи 1 Закона о кадастре процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, следовательно, положения статьи 16 Закона о кадастре к спорным правоотношениям неприменимы.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125).
Описание границ и перечень координат характерных точек границ национального парка "Лосиный остров" представлены в Роснедвижимость письмом ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 15.07.2008 N 1/06-395.
Довод общества о том, что спорные участки, находящиеся у истца на праве собственности, относятся к землям населенных пунктов, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.
Ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 14910/07 по делу N А41-К2-13071/03 несостоятельна, поскольку в ранее рассмотренном деле речь шла о земельном участке с кадастровым номером 50:15:040106:0022, уже не являющемся частью земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:23, в связи с чем на последний не распространяется вывод суда надзорной инстанции о недоказанности принадлежности земельного участка с кадастровым номером 50:15:040106:0022 к землям иных пользователей, относящимся к территории парка "Лосиный остров".
В рамках настоящего дела вопрос о доказанности принадлежности иных (спорных) земельных участков к землям национального парка "Лосиный остров" подлежит исследованию арбитражным судом с учетом всех представленных в материалы дела доказательств.
Вывод суда о том, что создание Национального парка "Лосиный остров" предусмотрено в границах Мытищинского леспакхоза, а не Балашихинского района, на территории которого находятся спорные земельные участки, сделан без оценки доказательств, представленных в материалы дела ответчиком и третьими лицами, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности и взаимосвязи с иными материалами дела при новом рассмотрении дела.
В частности, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" указывает на то, что спорные земельные участки являются землями Пехра-Покровской сельской администрации и были включены в территорию национального парка "Лосиный остров" в соответствии с постановлением главы администрации Балашихинского района от 16.02.1995 N 163. Данные доводы также подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что неправильное применение судами норм материального права привело к неполному выяснению ими фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, и выводы арбитражных судов основаны на неполном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные акты в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В силу части 1 статьи 288 и пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение, поскольку арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных доказательств, а также доводов и возражений сторон, установить фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, применить подлежащие применению нормы материального права, принять во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322, а также Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 24.09.2013 N 17867/12, и с учетом установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 года по делу N А41-47572/14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.