г. Москва |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А41-56316/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО "ЗО "Аннинское" - Манкевич Е.В. доверенность от 23 сентября 2014 года,
ОАО "Аннинское" - Манкевич Е.В. доверенность от 23 сентября 2014 года,
от заинтересованного лица: администрация Рузского м.р. - Жулич Т.В. доверенность от 29 августа 2014 года N 4485,
рассмотрев 11 июня 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы ЗАО "ЗО "Аннинское", ОАО "Аннинское"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 декабря 2014 года,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 04 марта 2015 года,
принятое судьями Игнахиной М.В., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по заявлению ЗАО "ЗО "Аннинское", ОАО "Аннинское"
об оспаривании действий Администрации Рузского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЗО "Аннинское", ОАО "Аннинское" (далее - общества) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - администрация)по осуществлению выездной внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля с составлением акта осмотра земельных участков ЗАО "ЗО "Аннинское", ОАО "Аннинское" на предмет их фактического использования в сельхозобороте от 05 июня 2014 года и повторно 11 июня 2014 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общества обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить. В обоснование приводят доводы о том, что оспариваемые действия по проверке земельных участков Заявителей на предмет их фактического использования были осуществлены администрацией в рамках муниципального земельного контроля; требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении оспариваемых действий администрацией не соблюдены; оспариваемые действия по проверке земельных участков влекут за собой нарушение прав и законных интересов заявителей поскольку: результаты данной проверки являются основанием для привлечения заявителей к административной ответственности на основании статьи 8.8 КоАП РФ; результаты данной проверки являются основанием для принудительного изъятия земельных участков заявителей.
В судебном заседании представитель обществ доводы и требования кассационных жалоб поддерживал.
Представитель администрации, как в представленном отзыве, так и в судебном заседании возражал по доводам жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании распоряжения от 26 мая 2014 года N 35-Р администрацией 05 июня 2014 года и 11 июня 2014 года был осуществлен выезд рабочей группы на земельные участки ОАО "Земельное общество "Аннинское" и ЗАО "Аннинское" с кадастровыми номерами 50:19:0000000:67 и 50:19:0000000:14 ориентировочной площадью 2529 га, расположенные в сельском поселении Колюбакинское Рузского района Московской области, в целях выявления неиспользуемых земельных участков ОАО "Русское молоко".
По результатам осмотров администрацией составлен акт осмотра земельных участков ЗАО "ЗО "Аннинское" и ЗАО "Аннинское" на предмет их фактического использования в сельхозобороте.
Посчитав свои права нарушенными, общества обратились с заявленными требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ ""О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии доказательств нарушения требований действующего законодательства при проведении проверочных мероприятий.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии пунктом 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с действующим законодательством к ненормативным муниципальным правовым актам относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В свою очередь, муниципальный контроль согласно пункту 4 статьи 2 Закона - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Согласно статье 10 Закона 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Выездная внеплановая проверка в рамках осуществления муниципального земельного контроля проводится на предмет соблюдения землепользователем требований земельного законодательства и муниципальных правовых актов при условии истечения срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения либо при поступлении в уполномоченные органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы или причинения вреда охраняемым законом правам и объектам, распорядительного акта государственных органов.
Как установлено судами, ОАО "Аннинское" и ЗАО "ЗО" "Аннинское", являющимся частью единого агрохолдинга "Русское молоко", на праве собственности принадлежат земельные участки N 50:19:0000000:14 и N50:19:0000000:67 соответственно.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) границы земельного участка N 50:19:0000000:67 не установлены.
Вместе с тем, между администрацией и обществами имеется спор о местонахождении границ указанного выше участка.
Так, в арбитражных судах рассматриваются дела N А41-51959/13, А41-60702/13, А41-18570/14, А41-11632/14, А41-28578/11 и др. в рамках которых общества претендуют на территорию, находящуюся в ведении администрации, и пытаются установить границы земельного участка N 50:19:0000000:67 в судебном порядке.
В целях внесудебного урегулирования спора по границам 14 мая 2014 года в Правительстве Московской области состоялось совещание с участием руководителей администрации и агрохолдинга "Русское молоко", по результатам был составлен протокол, согласно которому указанные лица для урегулирования спора по границам земельных участков согласились осуществить следующие мероприятия: обозначить и согласовать земли агрохолдинга, в отношении которых между администрацией и агрохолдингом нет споров; рассмотреть земли агрохолдинга на предмет выявления земель, не используемых по целевому назначению, и рассмотреть вопрос о возможности из передачи в ведение администрации; согласовать перечень земель, в отношении которых агрохолдинг отказывается от своих правопритязаний и признает существующие права физических лиц на данную территорию; агрохолдингу - предоставить в администрацию и Правительство Московской области координаты земель районного фонда перераспределения неразграниченных земель) в Рузском районе.
Для реализации перечисленных выше мероприятий, администрацией был утвержден состав рабочей группы (распоряжение от 26 мая 2014 года N 35-р ) целью которой являлся совместный осмотр участков агрохолдинга. В состав указанной группы согласно распоряжению входили представители администрации, агрохолдинга, сельского поселения, в границах которого находятся подлежащие осмотру участки, и привлеченный специалист из МАУ "Многофункциональный геоцентр".
В свою очередь, осмотр земельных участков N 50:19:0000000:14 и N 50:19:0000000:67, оспариваемый в настоящее время обществами, был проведен рабочей группой именно в рамках исполнения решений, принятых на совещании в Правительстве Московской области и отраженных в протоколе.
Таким образом, оспариваемый осмотр не соответствует критериям муниципального контроля, установленным Законом N 294-ФЗ.
Иных доказательств существования оснований для проведения внеплановых выездных проверок ЗАО "Земельное общество "Аннинское" и ЗАО "Аннинское", в соответствии с Законом N 294-ФЗ, в материалы дела не представлено.
Что же касается иных доводов кассационных жалоб, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2015 года по делу N А41-56316/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.