город Москва |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А40-19680/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Аталиковой З.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца - Мазилкина О.М., дов. от 26.01.2015 г. N 05/2015
от ответчиков:
Департамента городского имущества города Москвы - Суркова Е.В., дов. от 28.05.2015 г. N 33-Д-191/15
ГКУ г. Москвы "ДЗ ЖКХиБ ЗАО" - Костычева Г.С., дов. от 20.02.2015 г. N 3-20-02/15
ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья" - Пенкин И.В., дов. от 01.04.2015 г. N И-Д-02/15
Префектуры ЗАО г. Москвы - не явилась, уведомлена
рассмотрев 09 июня 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы (ответчика)
на решение от 26 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
и постановление от 17 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчук Л.А., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.
по иску ООО "МонАрх-Сервис"
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, ГКУ г. Москвы "ДЗ ЖКХиБ ЗАО", Префектуре ЗАО г. Москвы, ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья"
о взыскании 3.964.867 руб. 23 коп.
УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "МонАрх-Сервис" (далее - ЗАО "МонАрх-Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" (далее - ГКУ г. Москвы "ДЗ ЖКХиБ ЗАО") о взыскании 4.020.759 руб. 61 коп. в покрытие понесенных расходов на содержание в период с 12.10.2011 г. по 31.12.2012 г. многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 6, корп. 1, в котором ответчику по результатам реализации инвестиционного контракта было передано 103 квартиры общей площадью (с учетом вспомогательных помещений) 9.577,6 кв. м, на которые затем в период с мая 2012 г. по июнь 2012 г. за городом Москвой была произведена государственная права собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Префектура Западного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЗАО г. Москвы).
До вынесения решения по существу спора Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Префектура ЗАО г. Москвы и государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" (далее - ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья") были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, а также было принято к рассмотрению заявление истца об уточнении первоначальных требований, в котором ЗАО "МонАрх-Сервис" просило взыскать с Департамента жилищной политики и жилищного фонда за счет казны города Москвы задолженность по оплате оказанных жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг в размере 3.964.867 руб. 23 коп.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 г., уточненные требования удовлетворены и с Департамента жилищной политики и жилищного фонда за счет казны города Москвы в пользу ЗАО "МонАрх-Сервис" взыскано 3.964.867 руб. 23 коп. долга, а в удовлетворении требований к Префектуре ЗАО г. Москвы и ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья" отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17 февраля 2015 г. произведена также замена ЗАО "МонАрх-Сервис" в связи с его реорганизацией в форме преобразования на общество с ограниченной ответственностью "МонАрх-Сервис" (далее - ООО МонАрх-Сервис").
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда в силу полномочий, предоставленных ему постановлениями Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП, от 08.12.2009 г. N 1357-ПП и от 15.06.2012 г. N 272-ПП, представляет интересы города Москвы в обязательствах последнего как участника долевой собственности в многоквартирных домах.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции указал также на то, что сумма задолженности рассчитана истцом пропорционально принадлежащей городу Москве площади помещений в многоквартирном доме и с учетом установленных тарифов и стоимости услуг.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Департамент городского имущества города Москвы настаивает на своих доводах о том, что только префектуры административных округов города Москвы вправе распоряжаться денежными средствами, предусмотренными в бюджете города Москвы по статье "Субсидии управляющим организациям на содержание нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы", в связи с чем просит решение от 26 ноября 2014 г. и постановление от 17 февраля 2015 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
Одновременно с кассационной жалобой Департаментом городского имущества города Москвы подано ходатайство о процессуальной замене Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в связи с его реорганизацией путем присоединения к Департаменту городского имущества города Москвы.
Завершение процедуры реорганизации Департамента городского имущества города Москвы в форме присоединения к нему Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 178.03.2015 г. за государственным регистрационным номером 6157746707420 о прекращении деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, поэтому ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о процессуальной замене подлежит удовлетворению.
ООО "МонАрх-Сервис" и ГКУ г. Москвы "ДЗ ЖКХиБ ЗАО" поддерживают приведенные в ранее представленных отзывах доводы о том, что обязанности по содержанию находящихся в государственной собственности города Москвы помещений в многоквартирных домах и несению соответствующих расходов в спорный период осуществлял Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, а не префектуры административных округов города Москвы, просят судебные акты оставить без изменения.
ГУП г. Москвы "Московский городской центр арендного жилья" приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства Префектура ЗАО г. Москвы явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы являлся отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществлявшим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", к обязанностям Департамента имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы было отнесено осуществление полномочий собственника по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы.
В ходе рассмотрения спора Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не было подтверждено, что Префектуре ЗАО г. Москвы из бюджета города Москвы были выделены денежные средства на содержание принадлежащих на праве собственности городу Москве 103 квартир в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Солнцевский проспект, д. 6, корп. 1, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по предъявленным ЗАО "МонАрх-Сервис", в управление которого передан этот многоквартирный дом, требованиям являлся Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по делу N А40-19680/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.