г. Москва |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А40-190356/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при ведении протокола помощником судьи Остроуховым А.А.
при участии:
от заявителя Визжаловой Ю.А., дов. от 02.03.2015
от заинтересованного лица Щеблановой О.Ю., дов. от 29.12.2014 N 20/249-ИВ
рассмотрев 15 июня 2015 года в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ярославской области (судья Марусин В.А., секретарь Коурова Я.С.)
кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Межрегиональный центр арбитражных управляющих" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 декабря 2014 года,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 марта 2015 года,
принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.
по делу N А40-190356/14
по заявлению некоммерческого партнерства "Межрегиональный центр арбитражных управляющих" о признании незаконным предписания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Межрегиональный центр арбитражных управляющих" (далее - НП "МЦАУ", партнерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 02.09.2014 N 07исх/09858-МС/14 в части устранения выявленных проверкой нарушений пункта 7 Порядка ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.04.2010 N 148 (далее - Порядок ведения реестра).
Решением названного суда от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением от 18.03.2015, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, партнерство подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права. Утверждало, что Порядок ведения реестра неприменим к спорным правоотношениям.
В отзыве на жалобу Росреестр просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, представитель партнерства поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Росреестра возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Дополнительно отметил, что оспариваемое предписание исполнено партнерством в полном объеме.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, во исполнение Приказа Росреестра от 26.05.2014 N П/245 в период с 16.06.2014 по 27.06.2014 проведена плановая выездная проверка НП "МЦАУ", по результатам которой составлен акт от 27.06.2014.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений и партнерству выдано предписание от 02.09.2014 N 07исх/09858-МС/14, которым, помимо прочего, на НП "МЦАУ" возложена обязанность по устранению нарушений пункта 7 Порядка ведения реестра путем включения в реестр членов партнерства следующих сведений: номер регистрационной записи, основания и дата внесения изменений в содержащиеся в Реестре сведения; серия и номер трудовой книжки, дата ее выдачи, номер записи в трудовой книжке или номер и дата справки, реквизиты организации, которая ее выдала или номер дела, наименование должника, дата судебного акта, подтверждающего исполнение обязанностей руководителя должника; наименование высшего учебного заведения, в котором арбитражный управляющий проходил обучение.
Посчитав предписание в указанной части незаконным, партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций не усмотрели оснований для его удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) (далее - Закон о банкротстве) предусматривал обязанность саморегулируемой организации арбитражных управляющих осуществлять с соблюдением требований Закона о банкротстве и Закона о СРО ведение реестра членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих и обеспечивать доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом (абзац 11 пункта 2 статьи 22 Закона о банкротстве).
В соответствии с Законом о банкротстве Министерством экономического развития Российской Федерации утвержден Порядок ведения реестра.
Пунктом 7 Порядка ведения реестра закреплен перечень сведений, подлежащих включению в реестр. В частности, предусмотрено, что реестр должен содержать следующую информацию о каждом арбитражном управляющем, являющемся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих: номер регистрационной записи, основание и дата внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения (подпункт "в"); стаж работы на руководящих должностях на дату принятия в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих (серия и номер трудовой книжки, дата ее выдачи, номер записи в трудовой книжке или номер и дата справки, реквизиты организации, которая ее выдала, или номер дела, наименование должника, дата судебного акта, подтверждающего исполнение обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику) и сведения о прохождении стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве (подпункт "ж"); сведения о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих (серия и номер свидетельства, дата его выдачи, наименование высшего учебного заведения, в котором арбитражный управляющий проходил обучение) (подпункт "з").
Как установили суды, на момент проведения проверки, реестр арбитражных управляющих партнерства не содержал сведений, предусмотренных подпунктами "в", "ж" и "з" Порядка ведения реестра.
В этой связи суды обоснованно признали предписание от 02.09.2014 N 07исх/09858-МС/14 в оспариваемой части соответствующим законодательству.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 7.1 Закона о СРО реестр членов саморегулируемой организации содержит следующие сведения:
1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дата его регистрации в реестре;
2) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации:
а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица);
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя);
в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;
3) сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами саморегулируемой организации;
4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, если требование, предусматривающее наличие такого договора страхования ответственности, является условием членства в саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
5) сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);
6) иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.
Из указанной нормы следует, что перечень сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации, не является исчерпывающим.
Как уже было отмечено выше, положения Закона о банкротстве возлагают на саморегулируемую организацию обязанность по ведению реестра членов саморегулируемой организации. Указанная обязанность должна исполняться с соблюдением требований Закона о банкротстве, Закона о СРО и в порядке, установленном регулирующим органом.
Как правильно отметили суды, Порядок ведения реестра утвержден регулирующим органом во исполнение вышеуказанных требований Закона о банкротстве и соблюдение его требований для саморегулируемой организации являлось также обязательным.
Мнение партнерства о том, что с принятием Федерального закона от 07.06.2013 N 113-ФЗ отпала необходимость и целесообразность применения Порядка ведения реестра, не основательно. Поскольку статья 7.1 Закона о СРО содержит не исчерпывающий перечень подлежащих включению в реестр сведений, а с принятием названного закона Порядок ведения реестра не признан утратившим силу в установленном порядке, его положения подлежали применению к спорным правоотношениям на момент проведения Росреестром проверки.
Иные доводы жалобы также не опровергают выводов судов, положенных в основу принятых по делу судебных актов, в связи с чем отклоняются.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года по делу N А40-190356/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.