г. Москва |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А40-184448/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Малюшина А.А.,
судей: Ворониной Е.Ю., Дегтяревой Н.В.,
при участии в заседании:
от истца - Погоняева Е.Н., доверенность от 14.06.2015, Горожанова Л.А., доверенность от 17.06.2015,
от ответчика - Рыбина М.В., доверенность от 03.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП г. Самары "Трамвайно-троллейбусное управление" на постановление от 16.03.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску МУП г. Самары "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1026300966559)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
и Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ОГРН 1036300468456)
о взыскании 548 687 902 руб. 25 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области убытков, понесённых от перевозки граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте в размере 109 950 477 руб. 75 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2014 утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом и Самарской областью, в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2014 удовлетворены исковые требования к Российской Федерации, взысканы убытки в размере 109 950 477 руб. 75 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2015 указанное решение Арбитражного суда города Москвы отменено, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указал в жалобе, что материалами дела подтверждён факт причинения ему убытков в заявленном размере.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, принятый судебный акт - без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истец является коммерческой организацией, основным предметом деятельности которой является перевозка пассажиров на электротранспорте на территории города Самары.
Обращаясь в суд, истец указал в иске, что в 2010 году предоставлял федеральным льготникам, проживающим на территории города Самары, право льготного проезда, в связи с чем понес убытки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в связи с чем требование истца о взыскании убытков обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, апелляционный суд, указал в постновлении, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заменены льготы в натуральной форме на денежные компенсации.
Указанный Федеральный закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, в том числе по вопросу социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Судами установлено, что в 2010 году в городе Самара порядок перевозки льготных категорий граждан регулировался постановлениями Правительства Самарской области N 15 от 02.02.2005, N 634 от 07.12.2009 и N 102 от 03.03.2010, которыми утвержден перечень граждан пользующихся правом на приобретения ЕСПБ по льготной цене.
Пункты 4 и 5 порядка устанавливают, что Предоставление средств областного бюджета в целях возмещения расходов транспортных организаций осуществляется при условии представления транспортной организацией в министерство ежеквартально в срок до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, квартальной бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Средства областного бюджета в целях возмещения расходов транспортных организаций перечисляются транспортным организациям ежеквартально на основании заключенного между транспортной организацией и министерством соглашения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта (пункт 8 Порядка).
Вышеуказанные обстоятельства, позволили органам исполнительной власти Самарской области во исполнение своих полномочий предусмотреть необходимую компенсацию неполученной провозной платы за весь спорный период в полном размере в соответствии с механизмом установленным постановлениями Правительства Самарской области N 634 от 07.12.2009, N 102 от 03.03.2010, N 696 от 27.12.2010.
Суд указал в постановлении, что причинно-следственная связь между действиями Российской Федерации и исполнением государственными органами власти субъекта Российской Федерации обязательств, предусмотренных нормативно - правовыми актами субъекта России отсутствует.
Кроме того, из представленной Министерством транспорта и автомобильных дорог информации, доля транспортной работы истца отличается от используемого им показателя в расчете, при этом истцом, несмотря на указание получения им сумм от реализации ЕСПБ льготным категориям граждан федерального регистра, указанная сумма не учтена при расчете убытков, что так же приводит к их завышению.
При расчете убытков, истцом нарушен пункт 53 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Росстата России N 9 от 19.01.2007.
Суд указал так же, что исследования, на которые ссылается истец, не могут быть применимы при расчете убытков предприятия при перевозке льготных пассажиров.
С 01.01.2010 с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предоставляющих субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки исходя из своих бюджетных возможностей, финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено.
Одновременно постановлением Правительства Российской Федерации N 1181 от 31.12.2009 признано утратившим силу указанное постановление Правительства Российской Федерации N 802 от 25.12.2006 о предоставлении субъектам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, поскольку субъектами Российской Федерации установлены порядки по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта и приняты соответствующие бюджетные обязательства по возмещению расходов за перевозку отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым предусмотрено федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 16.03.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-184448/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
А.А. Малюшин |
Судьи: |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.